пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама


  Техника/Мастер-класс

Трудно быть Орфеем. Окончание

Домашняя музыкальная студияПозвольте продолжить. Будем считать, что вы в уютном кресле, напротив вас миди-клавиатура, хорошие мониторчики, на которых вы уже прослушали всю свою коллекцию MP3. И вас уже не дергает по любому поводу звонить лучшему другу, потому что вы наконец-то можете ему доложить, что компьютер теперь издает звуки не по собственному разумению, а строго по вашим командам

Домашняя музыкальная студия 20.09.2007
11:11
Павел Ильин

Его величество Секвенсор

секвенсорМАС или PC разбросаны по вашему любимому столу, Logic или Nuendo разбросаны по виртуальному рабочему — не важно. Идеологию интерфейса секвенсоров оттачивали годами, и местами совпадают даже клавиатурные сокращения, не говоря уже о размещении элементов на экране.

Вы нажали на клавишу (здесь и далее имеется в виду клавиша midi-клавиатуры), нажали на педальку, изменили громкость канала, добавили модуляцию — все это секвенсор запишет в список. Очередность событий в этом списке определяет время. Выглядит координата времени как, например, 21:3:30. Это 21 такт, вторая восьмушка 3-й четверти. Параметр можно изменить в настройках, но исторически сложилось, что одну четверть поделили на 120 условных единиц. При данном делении в нее вписываются все размеры вплоть до 64-й триоли.

Как это соотносится со знакомыми нам секундами и минутами, определяет ритм. Номинал ритма определяет количество четвертушек в минуту. То есть в ритме 60 они будут звучать ровно раз в секунду.

секвенсорПри записи музыки невозможно обойтись без метронома. Здесь аргумент в пользу Apple Logic — если в последнем это очень приятные пощелкивания, то в Nuendo и Cubase это душераздирающий писк, напоминающий звуки от одиноко моргающей габаритами в полтретьего ночи девятки.

Есть такие понятия: вертикальный и горизонтальный разрез композиции. Горизонтальный — это то, что происходит в течение песни. Захотите придать вашей композиции сонатную структуру или же не побрезгуете стандартными 2х4 (два на четыре — некое клише структуры популярной музыки: два куплета, четыре припева. Обычно расставлены так: куплет, припев, куплет, припев, соло, припев, припев), можно и нужно расставить так называемые маркеры — точки ориентации на протяжении композиции.

Есть такой музыкальный термин — квантизация. По-русски он звучит именно так, чтобы было легче запугивать непосвященных. А суть его проста и наглядна. Если подобрать ближайший языковой аналог – подгонка. Если вы учились в музыкальной школе, то наверняка возненавидели два выражения: «считай» и «играй ровнее». Видимо, под воздействием негативно окрашенной ностальгии создатели секвенсоров попытались создать алгоритм выравнивания нотной линии. Буквально: при установке квантизации на восьмые любые ноты, которые вы будете играть, во время записи будут подгоняться на места ближайших восьмерок. Есть так называемая свинг-квантизация, где положения и длительности нот будут подгоняться под места первой и третей триолей уровня свинга.

НотыНо программисты пошли дальше. Уяснив от музыкантов, что ровно звучащая музыка бездушна, они таки смогли выявить несколько принципов ритмических отклонений в живой игре разных направлений. И создали алгоритм «умной» деквантизации, обозвав его groove quantize. Инструмент настолько спорный как в применении, так и в реализации, что вам будет проще его опробовать на собственных этюдах.

Ну, а вертикальный срез композиции — обзор красок, которыми она написана — инструментов. Здесь вступает в роль второй важный блок управления процессом — сэмплер, программа управления инструментами.

Инструменты

Технически инструменты можно поделить строго на два типа: внутренние (Native) и внешние (External). Первые существуют и извлекаются посредством мощностей рабочей станции. Вторые — плод стараний потоков электронов внешних сэмплерных блоков. ИнструментыНужно заметить, что пуристы-профессионалы отдают предпочтение исключительно внешним блокам, даже вопреки возникающим при этом лишним цифро-аналоговым переходам. Причин на то три: во внешних блоках более качественные сэмплы (отмазка устарела на пару лет), ими удобнее управлять, что правда: интерфейс сэмплера придумывался для управления инструментами, а не для симбиоза «Ворда», «Квейка» и «Кубейза». И самое значимое — внешние сэмплерные блоки ВООБЩЕ не нагружают компьютер. Даже в свете стремительного наращивания мощностей современных ПК.

Инженерному пуританству противостоит одухотворенность креатива. Возни с внутренними инструментами в разы меньше, они проще подключаются/настраиваются, а композиторы в большинстве своем ничего не хотят (и не должны!) знать о частоте дискретизации, выходном сопротивлении, сечении межблочных кабелей и т.д. Вопрос цены в наших реалиях бесплатной информации и файловообменных сетей в пользу внутренних (Native) инструментов.

Инструменты можно как синтезировать, так и записать вживую

Музыкальная студияПомните уроки алгебры и физики в 9-м классе? Звук — это волновые колебания воздуха. А любые колебания можно записать как тригонометрический график (да-да, типа синусоиды). А любой график составляется согласно формулам. Синтезирование звуков — это буквально составление формул, а также влияние на коэффициенты в них, а далее – визуализирование данного графика посредством мембран динамиков. Например: снимите трубку телефона (спасибо, не мобильного) — там вы услышите «ля» 3-й октавы. Это простая синусоида, которая за одну секунду перетекает из минимума в максимум ровно 440 раз. Соответственно, имеет частоту 440 Герц.

«Ну хорошо, — скажете вы, — а почему тогда одинаковые ноты у баяна, фортепьяно и трубы звучат совершенно по-разному?» Истинный тон инструмента определяется перепадами плотностей сред вибраций, строением молекулярных решеток, а далее еще куча умных слов из сопромата. Фактически это и есть те коэффициенты, которые мы добавляем в формулу. Все эти примеси к идеальному тону называются гармоники. Это объясняет, почему синтезированные звуки не могут повторить звучание живого инструмента: математически воссоздать все условия для каждого издаваемого звука просто не представляется возможным.



<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>



Конкурсы

Реклама