пнвтсрчтптсбвс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       

Реклама


  Техника/Техноистории

Compositio

Сказ об акустических системахВ данной статье мы рассмотрим одно из наиболее странных технических устройств, вызывающих бурные споры, - акустические системы

Сказ об акустических системах 22.03.2010
10:40
Андрей Посадский

 

Если во времена Римской империи слово compositio было глаголом, которым «соединяли» или даже «примиряли», то современное слово «композиция» употребляется как существительное и обозначает сочетание элементов, образующих гармоническое единство. Как раз единство мы и пытаемся разглядеть в разнообразии техники, манящей нас с витрин магазинов. И в данном материале мы рассмотрим, соединим, а заодно и примирим одно из самых странных технических устройств, вызывающих бурные споры, — акустические системы.

Акустические системы 

Споры эти порождены двумя причинами. Во-первых, колонки - всего лишь преобразователь электрической энергии в кинетическую, особый вид электродвигателя, но поскольку звук - это очень быстрые колебания воздуха, то требования к такому «двигателю» предъявляются довольно серьезные. Не останавливаясь на подробностях законов распространения звуковых волн в пространстве, констатируем: инженеры пока что не научились делать идеальные АС.

 

Вторая причина лежит скорее в области философии, чем физики. Каждый из нас считает себя человеком, отличающимся от миллиардов других homo sapiens, бродящих по планете, все мы уверены в своей оригинальности и неповторимости. Но главное - мы имеем право на свое мнение. И хотя говорят, что о вкусах не спорят, дискуссии по этому поводу возникают чуть ли ни ежеминутно. Музыка же, по сути являющаяся выражением индивидуальности творца, становится безграничным полем для дебатов.

 

Что ж, начнем наше повествование как продолжение вечного спора между «физиками» и «лириками»…

 

Часть 1: Физики

 

Когда покупатель впервые задумывается о приобретении или апгрейде акустической системы, ему очень трудно сориентироваться в великом множестве самых разных, часто противоположных, мнений, ставящих в тупик даже квалифицированных продавцов. На что обращать внимание в первую очередь? Чем можно пренебречь, чтобы сэкономить? Какой фактор важен, а какой не столь критичен? Как ответить на эти и другие вопросы, если не существует сколько-нибудь ясных критериев оценки акустики, непонятно. Однозначное решение найти практически невозможно, но все же мы рискнем предложить вашему вниманию некоторый порядок выбора системы, которым можно руководствоваться. Впрочем, не стоит воспринимать наши рекомендации как аксиому.

 

Здание

 

В первую очередь следует оценить корпус, но не материал, из которого он изготовлен, а… размеры. Ведь колонки - это все-таки мебель (да простят нас меломаны), габариты которой могут стать препятствием к «прописке» в вашем жилище. И никакая идея сверхкачественного звука не поможет.

 

Размеры и вес колонок зачастую определяет материал, из которого изготовлены их корпуса. Самый модный сегодня - алюминий, используемый в так называемой дизайнерской акустике. Жесткость этого металла позволяет даже в небольшом корпусе свести к минимуму паразитные резонансы. Минус применения этого материала - характерный металлический призвук (впрочем, его наличие или отсутствие зависит еще и от качества инженерной проектировки корпуса). B&W Nautilus 802DИ все же при небольших габаритах устройств басовая составляющая сохраняется на уровне классических систем. Вот только цена на экструдированный алюминий пока что слишком велика.

 

Классический вариант - это колонки с деревянными корпусами. Впрочем, устройства, заключенные в оболочку из массива древесины, встречаются крайне редко, да и стоят недешево. Наиболее же распространенный материал — древесноволокнистая плита (МДФ) разных типов (от слоеной до склеенной при помощи специальных минеральных растворов). МДФ обладает достаточной жесткостью и тяжестью, хорошо поглощает звуковую волну и при этом нормально отражает звук.

 

Такое сочетание, казалось бы, противоположных свойств и позволило дереву занять главенствующее положение как на рынке, так и в умах инженеров-разработчиков. К тому же этот материал дешев (что является немаловажным фактором в современной политике снижения затрат) и поддается самым разным видам обработки (плиты можно покрыть и рояльным лаком, и натуральным шпоном, и виниловой пленкой, и кожей, и просто покрасить). На Западе, а особенно в Японии, распространены решения наподобие автомобильной аэрографии, но в нашей стране они встречаются редко (хотя и в России есть покупатели, которые заказывают системы ценой свыше 30 000 долларов с росписью «под хохлому»).

 

Но вернемся к реалиям нашего рынка, где половина предлагаемых устройств выполнена не из дорогих пород дерева, а из самого дешевого материала последнего столетия - пластика. Использование такой основы для корпусов - компромисс, но не между качественными характеристиками, а между ценами - невысокими и совсем низкими.

 

Logitech Z-5500 DigitalВ пластиковом корпусе сегодня невозможно создать сколько-нибудь стабильную конструкцию, которая позволила бы «удержать» волну от заднего фронта динамика, когда громкость поднимется выше 80 дБ. Применение такого корпуса оправдано только для слабого звука (с учетом цены). Если у вас в офисе рядом с компьютером стоят «пластмасски», не переживайте - в этом случае их характеристик более чем достаточно, иначе вместо того, чтобы составлять очередной срочный план, вы будете наслаждаться музыкой. Однако если такая акустика займет главное место в системе домашнего кинотеатра, хорошего звука не ждите: ее хватит лишь на то, чтобы кое-как услышать диалоги. Впрочем, потребности у всех разные… Но нам все же кажется, что «пластик» не спасет даже красивый дизайн. И если вам нужны тонкие и красивые колонки, лучше выбрать акустическую систему в алюминиевом корпусе или подыскать приемлемый классический вариант.

 


 

B&W Nautilus 220VBowers&Wilkins Nautilus 220V

 

Перед нами — мечта аудиофила с заоблачной для простого обывателя ценой (около 50 000 долларов). Оригинальный корпус, идея которого подсказана природой, выполнен в форме улитки и служит идеальным «гасителем» резонансов. К паре колонок прилагается внешний кроссовер, что подразумевает возможность подключения не к одному усилителю, а к четырем стерео- или восьми моноканальным устройствам (иначе в мире Hi-End не бывает).

 

Jamo R909

 

«Зачем делать корпус, когда можно обойтись и без него», - подумали инженеры датской компании и создали акустику, которая произвела в прошлом году фурор и завоевала все возможные награды. Хенрик Мортинсен (Henrik Mortensen), человек, разработавший это чудо, девять лет боролся за свою идею и все-таки смог воплотить ее в жизнь. Jamo R909Jamo R909 не просто отлично звучит - она великолепно отображает любой музыкальный материал, создавая при этом подробную окружающую сцену и воспроизводя басы на уровне хорошего сабвуфера. Большинство экспертов слушает этот звук с удивлением и восхищением.

 

Waterfall Victoria

 

Если вы зайдете в магазин и увидите эти системы, то не сможете отвести от них взгляд: французы угадали тягу людей к воздушным, будто парящим в небесах, формам. Конструкторы благополучно разрешили все проблемы, возникшие при проектировании стеклянных корпусов. Звучание завораживает, но остается холодным, как бы отстраненным, чем особенно покоряет женщин. Французы есть французы!

 


 

Говоритель

 

Число разновидностей громкоговорителей, устанавливаемых в корпуса, велико. Но мы остановимся на двух основных типах и их модификациях.

 

СЧ/НЧ-динамики встречаются практически во всех колонках. Каждое такое устройство представляет собой круглую мембрану (часто называемую диффузором), за которой прячется катушка с магнитом. Но нам важны не физические принципы работы, а лишь требования к ним, которые предъявляет Его Величество Звук. Так, мембрана должна быть легкой и прочной одновременно, потому что именно она «толкает» воздух. От того, как быстро она колеблется и насколько ровно двигается, зависит конечное качество звучания.

 

Чаще всего мембрана изготавливается из бумаги. Недостатки этого материала — недолговечность и некоторая инертность, а достоинства — легкость и относительная дешевизна. В последнее время становятся популярными пластиковые материалы, например, кевлар - Yamaha Soavo-3синтетическое волокно, использующееся при производстве пуленепробиваемых жилетов. Этот вид пластика достаточно легок, ну а о прочности говорит сфера его применения. Единственный минус - слишком высокая цена. Кроме того, все большую известность приобретают диффузоры, состоящие из нескольких слоев: бумаги, кевлара, алюминиевого напыления, ткани и т.п. Говорят, что именно за такими конструкциями будущее.

 

Еще один немаловажный параметр динамика - его диаметр. Считается, что чем он больше, тем мощнее сможет громкоговоритель воспроизводить низкие звуки. Это утверждение довольно спорно, так как на «басовитость» динамика влияет еще и длина хода - характеристика, обозначающая, насколько глубоко мембрана может колебаться вперед-назад.

 

Другой тип динамика - твитер (или высокочастотник) - это так называемая «пищалка», небольшой динамик, ответственный за значительную долю частотного диапазона (от 5 до 50 кГц). Ход диффузора в таком устройстве обычно не более 0,3 мм, катушка работает в очень напряженном режиме, а диаметр мембраны редко превышает дюйм. Чаще всего мембрана бывает тканевой (в дорогих моделях - из натурального шелка), титановой или алюминиевой. Без Hi-End экзотики тоже не обошлось: встречаются даже алмазные твитеры.

 

Высокочастотники делятся на три основных типа: конусные, купольные и ленточные. Первые являются аналогом вышеописанных СЧ/НЧ-динамиков, только меньшего размера. У вторых иное строение: там нет корзины, а к мембране сразу крепится катушка. Brax HT1 Graphic ProНаиболее распространены выпуклые купольные твитеры, но изредка встречаются и вогнутые (они называются «инвертированными»). Купольные твитеры лучше конусных: у них более разумная конструкция, позволяющая повысить эффективность работы, и больший угол распространения волны (эта величина критична, так как наше ухо лучше всего локализует в пространстве именно высокие звуки).

 

Самый редкий, но все же достойный упоминания, тип твитера - ленточный. При его производстве применяется совсем иная технология - плоская лента (диафрагма), вся поверхность которой колеблется при подаче тока. Достоинство данной модификации - качественное воспроизведение предельно высоких частот (в диапазоне от 12 кГц и выше), а ее минус - сложность изготовления и эксплуатации (чувствительность к нагрузкам).

 


 

Шерсть

 

Одна из интересных находок компаний, изготавливающих акустику, - производство динамиков, мембраны которых содержат шерсть. Symphonic Line BELCANTO SНапример, в немецких колонках Symphonic Line BELCANTO S стоимостью 20 000 евро три диффузора сделаны из алюминиевой фольги с вкраплениями тонкорунной овечьей шерсти. Пользуются популярностью и динамики компании Scan-Speak, при изготовлении которых бумага слегка покрывается шерстью. Звук в таком случае становится мягче и глубже, но вместе с его качеством растет и конечная цена.

 

Плазма

 

Создание динамика, в котором нет механических частей - мечта любого электроакустика. Уже не один десяток лет лучшие умы бьются над созданием ионного (или плазменного) твитера. В отличие от других продуктов плазменный твитер можно увидеть воочию: время от времени он появляется и в России, на крупных выставках. Его огромное преимущество - то, что он является безынерционным точечным источником звука. И не меньший недостаток - непригодность для использования дома, так как озон и окислы азота, образующиеся в результате работы «микромолний» не позволяют устанавливать такую акустику в непроветриваемом помещении. Впрочем, находиться рядом с ней тоже не рекомендуется.

 


 

Нутро

 

В акустических системах не обойтись без электроники, спрятанной в корпуса. Это делает большинство колонок «многополосными»: весь поступающий с источника (усилителя) спектр делится на несколько частот, и уже ограниченные «отрезки» допускаются к динамикам. Наиболее популярны двух- и трехполосные схемы: высокие, средние и басы; высокие и СЧ/НЧ.

 

Для разделения сигнала на составляющие используется специальный блок, называемый кроссовером или фильтром низких частот. Именно от него зависит качество воспроизведения звука. Акустические системыВ качестве иллюстрации приведем любимый аудиофилами тип подключения bi-amping. Суть его проста: на одну колонку работают два (или три) усилителя, а сигнал предварительно делится внешним кроссовером. Таким образом, любители аудио, пренебрегая внутренностями колонок, регулируют частотный «срез» самостоятельно.

 

Но вернемся к конструкции кроссовера. Наиболее популярные на сегодняшний день устройства: кроссоверы Линквица-Райли (названы именем ученого, который изобрел данный принцип в 1976 году) и фильтр Баттерворта. Разница между ними не столь велика, чтобы углубляться в законы электроакустики. Вместе с тем, следует знать, что фильтры различаются «порядком». Первый порядок - это самый пологий срез, а чем больше цифра, тем круче срез. По этому поводу существует два противоположных мнения: одни утверждают, что лучшим является самый простой фильтр, другие считают необходимыми не менее шести «порядков». Практика же показывает, что кроссовер первого порядка вполне справляется с двухполосной системой, оправдано его применение и при работе акустики с ламповым усилителем. Более высокие «порядки» пригодны во всех остальных случаях.

 


 

Нетрадиционная акустика

 

Martin Logan SummitНаш рассказ об акустических системах был бы неполным, если бы мы не упомянули необычные устройства из мира звука.

 

Первые среди них - пленочные излучатели большой площади: электростаты и магнепланары. Электростат представляет собой большую, тонкую мембрану, расположенную между двумя сетками, на которые подается напряжение. Похоже на «листы» над сабвуфером (последний необходим в силу физических ограничений, так как иначе пришлось бы делать плоскость слишком большой). У нас в России эти устройства представлены компанией Martin Logan. Магнепланары по сути подобны электростатам, но на их мембране располагается тонкий проводок, на который также подается ток. Они представляют собой похожие на стену панели (если защитную тканевую сетку покрасить в нужный цвет, то маскировка будет идеальной). Производятся только фирмой Magnepan, в честь которой и названы. Обе технологии обеспечивают ненаправленное звучание, создавая полную иллюзию живого звука. У этих типов устройств есть как фанатичные поклонники, так и ненавистники.

 

Следующим типом «чудесных» устройств можно назвать российскую разработку - контрапертурную акустику. В этом случае два динамика располагаются соосно и смотрят друг на друга. Такие колонки обладают ненаправленным звучанием (то есть играют сразу Bolzano Villetri BV HF3003во все стороны), в чем и заключается главная особенность. Любители такой акустики, равно как и ее противники, приводят массу аргументов за и против, так что стоит их послушать, прежде чем делать выводы. В России эти устройства представлены (ирония судьбы многих отечественных изобретений!) итальянской компанией Bolzano Villetri.

 

Последний вариант, который мы упомянем, довольно сложно назвать акустической системой. Представьте: вы подходите к экспонату, к примеру, в картинной галерее, и некий голос вам рассказывает об авторе висящего перед вами полотна. Компания Holosonics буквально «завалена» заказами от различных музеев на установку ее детища - Audio Spotlight. Система при помощи ультразвука создает слышимые человеком звуковые волны. Особенность - узкая направленность, поэтому Audio Spotlight еще называют звуковым прожектором (луч создает колебания вблизи уха, неслышимые другому, даже стоящему рядом, человеку). Произошла ли революция - покажет время, но пока что это единственная безопасная технология создания звука без участия колонок вообще.

 


 

Часть 2: Лирики

 

Когда мы выбираем акустику для дома, то вроде бы все делаем правильно. Мы проверяем технические характеристики колонок, сравниваем их с конкурентами, прицениваемся, а в итоге… оправдываем свой выбор какой-то нерациональной причиной (понравилось - и все тут!). Чаще всего мы принимаем окончательное решение не на основе полноценного анализа рынка и технических параметров в определенном ценовом сегменте, а по наитию, просто потому, что именно эта акустическая система приглянулась нам - звучанием, а может, и внешностью. А вот специалисты и эксперты рекомендуют обязательно послушать, посмотреть, а если нужно, и пощупать АС, которые вы выбрали, вспомнив при этом прочитанные статьи или советы знакомых. Иначе нельзя.

 


 

Секрет продавца акустики

 

Сейчас мы откроем вам самый большой секрет продавцов акустических систем. Каждый профессиональный консультант знает один фокус: перед тем, как включить звук, надо рассказать потенциальному покупателю о том, что ему предстоит услышать. Акустические системыНапример: «Эти колонки отлично воспроизводят басы, у них мягкие верхи и прозрачная середина. Играют они очень громко». После такого вступления уши клиента уловят именно тот звук, который был описан продавцом, хотя человеку, не слышавшему этой речи, звучание акустики покажется совсем иным. Суть в том, что самостоятельно выделить все аспекты звука может лишь профессионал или человек, имеющий большой опыт выбора систем (прослушавший их не один десяток). Среднестатистический покупатель такими знаниями не обладает, и для него мягкий верх, прозрачная середина, энергичность и прочие характеристики ничего не значат — он выделяет эти понятия лишь со слов продавца, которые и становятся для него решающими при выборе акустики. Вот так. А выводы делайте сами.

 


 

Страны

 

Наверняка вы не раз слышали выражение «настоящий английский (итальянский, немецкий, японский и т.д.) звук». Как же это возможно, если законы распространения в воздухе колебаний, воспринимаемых человеческими ушами как звук, одинаковы во всех точках планеты Земля? Ведь акустика должна всего лишь воспроизводить звук максимально близко к оригиналу. Но вспомните, о чем мы говорили в самом начале: идеальной технологии пока не существует. Зато налицо разница культур или, как нынче модно говорить, менталитетов…

 

Meridian DSP5200Каждый разработчик стремится решить задачу по-своему, руководствуясь тем опытом, которым располагает. Американский инженер скорее всего воспитан на блюзе, рок-н-ролле, джазе, госпеле и подобных песнопениях, и для него хороши будут те АС, которые могут наиболее эмоционально передать весь этот сплав афроамериканской музыкальной культуры.

 

А итальянец в детстве наверняка слушал оперные арии, ведь на его родине даже сапожники по вечерам в семейном кругу распевают «хиты» Россини. Поэтому созданные в этой солнечной стране колонки особенно красиво будут передавать голос.

 

А вот созерцателей-японцев интересуют тонкие нюансы звука: в стране восходящего солнца народные музыкальные инструменты имеют другой лад, в котором высота звуков делится не на секунды, а на более мелкие интервалы. Не забудьте и о развитом образном мышлении, и о символизме, когда каждый предмет, цвет или звук наполняется множеством смыслов. В результате японский инженер создаст колонки, способные отобразить все мельчайшие детали музыкальной композиции.

 

Английский звук - это прежде всего дань уважения британской национальной группе The Beatles. И природная чопорность. Эту странную смесь рок-н-ролла и королевской поступи воспроизводит акустика, изготовленная в туманном Альбионе.

 

Радиотехника 35АС-212Но вернемся в Россию. Это неправда, что у нас не умеют делать акустические системы: продукты 80-х - «Союз», «Радиотехника» и прочие - были не так уж плохи (кстати, в домах некоторых наших сограждан они служат верой и правдой до сих пор), просто они несли на себе «отпечаток» инженерной мысли тех лет. Естественно, эти устройства не столь романтичны, как их зарубежные собратья, отсюда и сухость звука, и слабая динамика - ведь они были созданы для того, чтобы играть гимны и песни о счастливой жизни в огромной стране. Так как главенствовал в СССР рабочий класс, то и колонки получились «пролетарскими».

 

Как видим, национальный звук - это отнюдь не миф, как кажется некоторым. В современном мире ни один серьезный производитель не признается, что его продукты содержат «след» истории и культуры того места, где они произведены или разработаны - ведь покупатель может не понять такого патриотизма. На деле же получается так, что немецкие колонки (пусть даже придуманные и сделанные в Китае), принятые в производство германским менеджером, будут нести на себе отпечаток бюргерской культуры.

 


 

Фальшивый Бах

 

Вряд ли кто-то задумывается о том, почему вся современная западная музыка играется по знакомому всем с детства ряду «до-ре-ми...», а «ля» первой октавы при этом составляет 440 Гц. Между тем, появлением такого строя с тревожно звучащим минором мы обязаны И.С. Баху. Еще раньше использовался так называемый пифагорейский лад, разработанный, как можно догадаться, Пифагором (в 550 году до н.э.). Это был идеально чистый строй, в котором ноты делились математически, а гармоники всегда оставались ровными. Иоган Себастьян БахНо при попытке темперировать произведение (сделать его повыше или пониже - то, что с легкостью делается в караоке, когда голос не может дотянуться или опуститься до крайних нот) появлялся диссонанс.

 

Можно сказать, что великий Бах создал всю современную музыку с ее тональной гибкостью, но и в его творении тоже есть небольшой диссонанс: вместо натурального ровного строя получилось хитрое построение (деление октавы на 12 частей), в аккордах которого чувствуется некоторая фальшь (которая, впрочем, даже приятна - добавляет эмоционального надрыва).

 

Новый строй критиковали многие композиторы и теоретики - современники Баха, считая его посягательством на чистоту музыки, обвиняя в однообразии. Но упрощение, свойственное всему развитию западной цивилизации, показалось людям столь удобным, что с тех пор так и не было предпринято сколько-нибудь серьезных попыток изменить темперированный строй.

 


 

Самоидентификация

 

Меломаны считают, что обсуждать внешний вид акустических систем недостойно. Главное - Его Величество Звук, ради которого и создаются колонки, а также все остальные компоненты системы. Однако утилитарность в чистом виде потеряла смысл давным-давно, еще в Афинах. Согласно утверждениям древнегреческой классики, существует три высших идеала - истина, добро и красота, а также их единство. Не может быть некрасивой доброты или злой истины. Древняя культура способствовала появлению вещей, которые кроме своего прямого назначения имели и эстетическую сторону. Сейчас классицизм не в моде, однако любой производитель техники понимает, что кроме полезных качеств в его продукте должна присутствовать некая красота, неотделимая от функциональности.

 

Avantgarde«Посланник есть послание», - сказал футуролог Маршалл Маклюен, и слова его справедливы не только по отношению к новейшей информационной эре, но и ко всем окружающим нас предметам. Часто даже не включая колонки, а лишь бросив на них взгляд, можно понять, какой именно звук хотел создать разработчик, какого потребителя он ищет. И хотя рядовой потребитель не любит рекламу, как раз с ее помощью компания-производитель показывает, на кого рассчитан данный продукт. Тяжелые прямоугольные формы, металлические решетки, большие регуляторы, «оголенные» динамики, натуральный цвет дерева… Внешность такой акустики говорит о том, что она адресована человеку, который по-настоящему ценит звук, - меломану или даже аудиофилу. Причем сам покупатель наверняка скажет, что внешний вид для него не имеет никакого значения.

 

Хотим мы того или нет, но мы живем «здесь и сейчас», а потому будем приобретать те продукты, которые соответствуют нашему индивидуальному представлению о том, «что есть хорошо». И производители - такие же люди, как мы - делают акустику исходя из тех же соображений. К услугам истинных меломанов огромный выбор «суровых» внешне, но приятных изнутри аппаратов. Если же вам захочется романтики, то на рынке можно найти цветные, похожие на плюшевые игрушки, колонки. А для технократов создано даже целое стилистическое направление, называемое «хай-теком»… Таким образом, покупка любого предмета становится фактом самоидентификации потребителя. Поэтому наш совет будет очень простым: хотите быстро найти то, что вам нужно, - подумайте о том, кто вы есть. Акустические системыНа первый взгляд звучит довольно странно, но работает на все сто процентов (проверено на практике).

 

В заключение хочется дать еще одну рекомендацию. Среди компаний-производителей ищите друга, единомышленника. Ведь если точки зрения сходятся, вероятней всего и акустические системы покажутся интересными. Если же выбирать колонки «вслепую», есть риск уподобиться профессионалам. И в этом ничего хорошего нет, ведь специалист мыслит категориями бизнеса, а не удовольствий. А обычный человек хочет развлекаться.

 


 

Лечебная музыка — эффект плацебо?

 

Наверняка вам не раз попадались на глаза публикации о благотворном влиянии музыки Моцарта на младенцев, находящихся в утробе матери, или на растения, которые вдруг начинают расти невероятно быстро. Более того, сейчас целая индустрия занимается выпуском компакт-дисков с записями специального «белого шума», звуков природы, помогающих релаксации, пения индийских мантр и т.п. Сторонники такой музыки приводят в ее защиту все новые и новые аргументы, но противники тут же говорят, что наблюдается всего лишь эффект плацебо - не более.

 

Акустические системыКонечно, никто не будет спорить о том, что услышав громкие звуки танцевальной музыки (даже если она вам не нравится) вы вероятнее всего начнете отбивать ногой (пальцем, рукой) такт. А когда включится мягкая, медленная музыка, вас наверняка потянет в сон. Это значит, что мы реагируем на звуки на уровне инстинктов, а не социально приобретенных рефлексов. В древности, когда еще не был изобретен наркоз, шаманские песнопения вводили человека в транс, чтобы он перестал воспринимать боль (например, при вырывании зуба). При этом «пациент» сознательно соглашался на такую процедуру.

 

Если же рассматривать музыку как благоприятные вибрации для каких-то определенных частей тела (есть и такие научные «озарения»), то находясь, к примеру, в метро, где все мыслимые частоты разной интенсивности сливаются в общий гул, мы должны либо приобрести множество болезней, либо избавиться от них. Но ничего не происходит: как зашли в подземку простуженные, так и вышли оттуда…

 

Вывод: музыка на самом деле воздействует на нас, но на уровне психики. Она успокаивает или возбуждает, вызывает определенные эмоции. Не зря ведь от радости так хочется петь…



<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>



Конкурсы

Реклама