пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама


  Техника/Техноистории

Учат в школе

Высокие технологии в образованииОбразовательный рынок в России преодолел период стагнации и сейчас активно модернизируется. Эксперты, да и сами учителя убеждены, что фундаментом образования будущего станут компьютеры. Но чтобы обеспечить повсеместную информатизацию, нужно перетряхнуть все существующие в системе образования устои

Высокие технологии в образовании 06.08.2009
15:40
Егор Федоров

 

 

 

Если в американский «золотой век», в 1950-е годы, помпезные рекламные проспекты наглядно изображали, как изменят наш быт и творчество техника на грани фантастики и мирный атом, то сейчас то самое время, когда сказка делается былью. Холодильники с доступом в интернет оккупируют наши кухни, видеоконференции становятся привычным средством общения в бизнесе, а врачи все чаще дают консультации и даже делают операции, находясь порой за тысячи километров от пациента.

 

Одна из областей человеческой деятельности, куда, казалось бы, так и просится компьютерная техника – система образования. Мультимедийные и вычислительные возможности современных персональных компьютеров как нельзя лучше подходят для модернизации образовательного процесса и, при грамотном применении, способны совершить революцию в методике преподавания.

 

Высокие технологии в образованииЕсли взглянуть на вопрос с изнанки, то получится, что обучающие технологии – самое серьезное применение компьютерных мощностей. Игры, музыкальная фонотека и домашний кинотеатр – по сути, баловство, мало оправдывающее покупку домашнего компьютера. А вот обучающие программы – как раз та область, где новомодные виртуальные технологии не только придутся к месту, но и будут практически необходимы. Эту простую истину давно усвоили и хитрые сорванцы, уговаривающие родителей купить им компьютер, и западные методисты, определяющие образовательную политику. Поэтому в странах загнивающего капитализма компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью обучающего процесса и обслуживают полный цикл обучающих заведений – от начальной школы до колледжей и университетов.

 

На российских просторах

 

А на российских просторах, где до сих пор «великие умы» бьются, выясняя, какого же рода сеть Интернет и как это слово правильно пишется, поставленные рядом слова «компьютер» и «образование» у большинства людей, знакомых со школьными реалиями, вызывает лишь одну стойкую ассоциацию: обшарпанные компьютерные кабинеты, в которых стоят нестройными рядами покосившиеся 386-е пенсионного возраста, да уроки информатики, на которых маловменяемые тетеньки на пальцах объясняют детям «бейсик», а те старательно записывают в тетради наборы непонятных латинских символов.

 

Впрочем, здесь я излишне сгущаю краски, ибо времена, когда вышеописанные картины были частью суровой реальности, постепенно проходят. Еще в середине 1990-х на самой верхушке российской образовательной системы было решено, что компьютер – незаменимый инструмент в деле подготовки мозгового капитала, и плавно начала реализовываться программа по информатизации школ и вузов.

 

Высокие технологии в образованииЕще раньше «проснулись» коммерческие структуры и частные благотворительные фонды, которые стали поставлять в избранные школы современную по тем меркам компьютерную технику. Однако даже когда в дело компьютеризации образовательных учреждений в меру сил включилось государство, чтобы попасть в число избранных школ, куда устанавливали современную технику, обычным общеобразовательным школам, не имеющим отношения к «элитным» заведениям, нужно было сильно отличиться на олимпиадах, конкурсах и конгрессах. Еще уже был круг средних школ, куда устанавливали не разрозненные наборы компьютеров без соответствующего софта и периферийного оборудования, а полноценные комплекты машин, оснащенных сканерами, принтерами, проекторами и другой периферией.

 

Девяностые – время наивного дилетантизма и пафоса: тогда любые попытки использовать компьютеры в процессе обучения назывались методиками и раскручивались как неизмеримая заслуга коллектива данной школы, даже если роль персональных ЭВМ сводилась к распечатке докладов.

 

Однако проблема в том, что получить компьютеры – это только полдела, еще научиться бы с ними обращаться. Надо заметить, человек, воочию увидевший, как реализуется информатизация в приличной столичной школе, на собственной шкуре ощущает такое абстрактное понятие, как компьютерная культура.

 

Высокие технологии в образованииК сожалению, с этой самой культурой тогда были большие проблемы. Из доставшейся (притом не полученной по распределению, а заработанной благодаря активному участию в образовательных выставках и конференциях) партии компьютеров несколько машин сразу шли на «информатизацию» бухгалтерии и директорского кабинета, а самый мощный компьютер становился экспонатом квартиры директора. Из оставшегося «парка» формировался компьютерный класс.

 

Разрывающееся от восторга сердце сорокалетней учительницы информатики, до того перед каждым уроком высказывавшей сожаление, что школа никак не обзаведется нормальной компьютерной техникой, не выдержало бы, случись при ней полноценное внедрение компьютеров в образовательный процесс. И потому, видимо, в порядке заботы о своем психическом и физическом здоровье, информатичка превращала поступившие в ее распоряжение компьютеры в бесплотных идолов, героев популярной школьной легенды. Раз в неделю она усаживалась в безлюдном компьютерном кабинете и предавалась ритуальному общению с ПК, разговаривая с ними на каком-то шаманском языке. После сеанса практической магии она запирала кабинет на амбарный замок. В течение всей недели кабинет ни разу не открывался, в него не дозволено было заходить ни одному человеку, что учительница мотивировала заботой о сохранности баснословно дорогой техники от злоумышленников. Само собой, за год ни одного урока информатики в достойно оборудованном, с иголочки отделанном кабинете проведено не  было, и отличающаяся здоровым консерватизмом преподавательница все так же объясняла ученикам устройство ЭВМ, рисуя схемы и таблицы мелом на доске.

 

Удачный пример

 

К счастью, не только этой повести, которой нет печальнее на свете, достоин процесс информатизации среднего образования. Мне посчастливилось быть выпускником школы, в которой с начала 1990-х годов существовала «экспериментальная площадка». В предметном классе (история и краеведение) установили разношерстную компанию передовых по тем временам «Макинтошей». Есть подозрение, что это было вообще одно из первых в Москве заведений, где завелись «Маки» в количестве больше одного.

 

Машины не простаивали без дела: старшеклассники-энтузиасты освоились в незнакомой компьютерной среде, изучили популярный некогда мультимедиа-пакет Hyper Studio и приступили к созданию собственных проектов. То были не просто красочные презентации – проекты представляли собой настоящую интерактивную среду с интуитивно понятной навигацией, наглядно отображающей собранные материалы, и включали в себя текст, изображения (некоторые из них были отсканированы с редчайших книг), звуковые и видеофрагменты, а также анимированные рисунки. Эти работы были вполне сравнимы с расплодившимися чуть позже обучающими программами и виртуальными энциклопедиями – только были сделаны не в пример честнее и вместо красочной мишуры предлагали солидный объем действительно полезных данных.

 

Высокие технологии в образованииШли годы, школа и «экспериментальный» педагог выпускали класс за классом, «Макинтоши» неуклонно старели и в отсутствие грамотного системного администратора работали все более расхлябанно, новые проекты, сделанные на несовременном оборудовании, смотрелись не столь впечатляюще. Тем с большей радостью было встречено на рубеже веков обновление парка компьютеров, заслуженное ударной «проектной» деятельностью и неоднократными победами на устроенных высоким образовательным начальством конкурсах школьных проектов.

 

На смену поработавшим на славу «Макам» пришли несколько более банальные «Пентиумы» от российской фирмы «Формоза», часть из которых все же избежала заточения в кабинете информатики. Был также обновлен набор периферии, специалисты-сетевики вместо дряхлой паутины наладили пристойно функционирующую локалку.

 

Теперь компьютеризации подверглась не только творческая деятельность школьников, но и сам процесс обучения. Преподаватели получили возможность на уроках демонстрировать через проектор презентационные слайды и фрагменты из коммерческих обучающих программ и раздавать тестовые задания в виде распечаток. Жить стало лучше, жить стало веселее.

 

Страхи и фобии

 

На этой, довольно высокой ступени компьютеризации обучения возникли проблемы более глубокие, чем устройство технической базы. Оказалось, что учителя, которым предложили столь комфортные условия, что им позавидовали бы даже иные вузовские профессора, всячески противились нововведениям. Многие были идеологическими противниками компьютерных методик преподавания, полагая, что лучше усваиваются проведенные по старинке уроки, другие и вовсе сторонились компьютеров, опасаясь что-нибудь в них сломать.

 

Несмотря на очевидную абсурдность этих предрассудков, компьютеры чрезвычайно медленно входят в практику учителей, и зачастую компьютерные технологии решаются использовать на своих уроках только недавно пришедшие молодые учителя. С другой стороны, школьники тоже противятся компьютеризации уроков. То есть они, конечно, очень радуются тому факту, что в школы ставят новые компьютеры, но предпочитают использовать их, тайком играя в игры и высиживая «казенный» интернет. Высокие технологии в образованииПредставляется, что бороться с такими неурядицами несложно – это вопрос обучения детей компьютерной грамотности с малых лет да профессионального администрирования.

 

С учителями дело обстоит несколько сложнее. Перед поставщиками программно-аппаратных образовательных комплексов стоит задача организации обучающих курсов, которые должны не только разъяснить учителю, как пользоваться той или иной программой, но и заинтересовать преподавателя, чтобы он сам начал разрабатывать собственную методику, основанную на тандеме учителя и компьютера. Ведь любой обучающий компьютерный курс – это лишь продвинутый учебник, а наилучший результат получается, когда преподаватель выкладывается на полную и сам планирует ход уроков, временами отклоняясь от учебного плана.

 

Обычно же учителя вынуждены бороться за внимание учеников, чтобы обратить его на предмет изучения. В случае использования хорошей программы учитель вынужден, наоборот, перетягивать внимание чересчур увлекшихся школьников на себя. Курсы по подготовке учителей, способных эффективно использовать компьютерные комплексы в обучении, сейчас устраивают как многие поставщики обучающих программ и комплексов, так и – централизованно – государственные учреждения, такие как Московский институт повышения квалификации работников образования.

 

Что дает компьютеризация?

 

Главное достоинство компьютерных методик обучения – в том, что они позволяют превратить образовательный процесс в игру. Особенно хорошо получается реализовать эту концепцию в начальной школе.

 

Высокие технологии в образованииВся соль концепции игрового обучения, о котором наперебой твердят новомодные учебные проспекты, методические планы и прочие агитки, призванные произвести впечатление на больших начальников, заключается даже не в увлекательности процесса обучения. Детям, конечно, интересно возиться с техникой и конструкторами, однако конечная эффективность уроков все равно зависит главным образом от профессионализма учителя. Революционная роль компьютеров заключается в том, что они в корне меняют изначальный посыл образовательной системы – и потому иные консервативно настроенные учителя опасаются новых информационных технологий.

 

Наша система образования (не та, которая скопирована с прусской, а вообще вся схема получения знаний в школе) уходит корнями в XVII век. Именно тогда епископ-протестант Ян Амос Коменский создал класс-школу, практически без изменений дошедшую до наших дней. Класс-школа, в которой впервые сложилась схема, когда целая группа учеников слушает учителя, руководствующегося учебником, была выгодна в первую очередь благодаря стандартизации процесса образования.

 

Если до этого образование было индивидуальным, и его эффективность во многом зависела от связки «учащийся–наставник», то система Коменского поставила образовательную методику на поток, что было действительно необходимо для обучения основам грамотности и, естественно, богословия большого количества сельских жителей. По большому счету, здесь мы впервые сталкиваемся с конвейером, рассчитанным на то, чтобы в максимально компактном виде «заложить» в головы многочисленных учеников некий единый стандарт упорядоченных знаний. От предлагаемых учебников учителям не разрешалось отклоняться, и роль учителя здесь свелась к роли транслятора учебного материала для лучшего усвоения. Однако КПД «конвейерной» школы может достигать по некоторым предметам всего 10%. Все потому, что система «учитель говорит – ученик записывает» неплохо подходит для изначально рассчитанных на нее предметов, таких как грамматика и основы богословия, но совершенно провальна в тех случаях, когда предмет требует большей абстракции (геометрия) или, наоборот, наглядности в подаче материала (физика, химия).

 

Высокие технологии в образованииКажется невероятным, но именно в XVII веке, названном многими деятелями науки «веком разума», дошедшие из древности ценности, согласно которым процесс образования сугубо индивидуален, а знания – неповторимое богатство каждого отдельного индивидуума, вдруг сменились этим «конвейером» в основе которого – не передача личного опыта, а закладывание в головы учеников некоего универсального стандарта знаний.

 

Такой подход, во-первых, совершенно не учитывает разного уровня способностей учащихся. И хотя в теории у нас существуют методики для индивидуальной работы с отстающими или, наоборот, выдающимися учениками, на практике действует уравниловка:

посредственных учеников вытягивают на приличные оценки, лишь бы только выпустить из школы, а блистающие ученики, проявляющие неподдельный интерес к предмету, сталкиваются с нежеланием учителей выходить за рамки учебной программы, из-за чего на большинство вопросов педагоги отвечают обычно «вы этого все равно сейчас не поймете».

 

Компьютерные системы обучения – может, и не панацея, но средство, помогающее диверсифицировать рабочий процесс. По сути, оценки перестают быть главным критерием успеваемости, и обучение получает ориентацию не на результат, а на процесс получения знаний. Скучная система «от урока до контрольной работы» заменяется разветвленным набором компьютерных лекций, слайдов, аудио- и видеороликов, а вместо контрольных и тестов учащимся предлагается попробовать себя в игровых заданиях, в которых нет прямой зависимости между их выполнением и итоговой оценкой.

 

Из этого вытекает второе преимущество компьютерных методик: школьники получают возможность заниматься тем, что им действительно интересно. Не секрет, что большинство взрослых людей вспоминают школу как старорежимную обязаловку, как некий вид заточения, которое ребенок должен вынести ради знаний и будущего успеха. Высокие технологии в образованииТак почему бы не позволить ученику прямо сейчас вместо выполнения однообразных тестов и контрольных работ заняться интересной для него деятельностью: проектированием, экспериментами и опытами, если речь идет о точных науках, или исследованиями и созданием индивидуальных творческих проектов?

 

Как показывает практика, единственные знания и навыки, которые по окончании школы не остаются лежать мертвым грузом, – это приобретенные с интересом и рвением. В конце концов, познавательная и творческая деятельность – вот основной смысл жизни человека разумного. И чем больше в детях развивать творческую свободу и привычку мыслить самостоятельно, а не отвечать заученные наизусть параграфы, тем меньше вероятность, что в будущем, когда ребенок превратится в самостоятельную личность, груз житейских проблем помешает ему заниматься собственным развитием и осознанными творческими поисками. Плюс к этому автоматически, в дружественной форме, дети приобретают пресловутую компьютерную грамотность, которая станет впоследствии выгодным пунктом в резюме.

 

Практическое решение вопроса

 

Первой на образовательный рынок вышла славная компания Apple, дилеры которой стали поставлять в школы и колледжи свои компьютеры. Интересно, что при довольно узкой линейке продуктов у Apple почти всегда были модели для образовательных нужд. Когда-то ими были забавные разноцветные iMac, потом корпорация выпустила компьютер, изначально предназначенный для образования, – eMac. Недорогая модель с отличным соотношением цены и качества прижилась не только в образовании, но и, например, в издательском деле.

 

Высокие технологии в образованииОднако в нашей образовательной системе «Макинтоши» как-то не прижились. Скорее всего, это дело случая, ведь в начале 1990-х продвинутый образовательный рынок, выходящий за рамки уроков информатики, был за «Маками», но потом поставщики свернули столь активную деятельность, да и саму Apple стало лихорадить, и тандем Microsoft и Intel, обычно выступающий на рынке образования в роли догоняющего, вырвался вперед. Надо отметить, что если для Microsoft основным инструментом продвижения является финансовая политика (например, скидки на операционные системы и офисные пакеты для образовательных учреждений) и благотворительная деятельность, то Intel предлагает и специализированное школьное оборудование, например цифровой микроскоп Digital Blue QX3, который не может похвастаться рекордным увеличением, зато выводит четкую картинку прямо на монитор. Третий участник поставок – это, как правило, российская фирма-сборщик: она обычно и определяет комплект поставок, вид компьютеров (ноутбуки или настольные машины) и набор периферийного оборудования.

 

Но все-таки «железо» остается лишь набором микросхем, если для него нет качественного программного обеспечения. В этом сегменте тоже в последние годы произошли заметные изменения. Сейчас рынок просто наводнен всевозможными обучающими и развивающими программами. Хотя среди них встречаются и жемчужины, большинство являются бессодержательными пустышками в красивой упаковке, полной мишуры.

 

Высокие технологии в образованииНесмотря на очевидные успехи, достигнутые в последнее время в области информатизации образования, остается одна важнейшая область, пока что мало освоенная образовательным сообществом, - интернет. Конечно, существуют методисты и эксперты в этой области, создается немало независимых интернет-проектов, многие школьники выставляют свои проекты в онлайн-среде. Тем не менее, ситуацию нельзя воспринимать без иронии.

 

В сети существует несколько каталогов интернет-сайтов школ. Притом едва ли не половина ссылок ведет на несуществующие – или не существовавшие никогда – страницы. И это, заметим, только в столице. Правда, некоторые регионы оказались куда прогрессивнее Москвы в деле телекоммуникаций. Может, причиной тому и стала удаленность от Центра. Однако если вспомнить, что западные школы и колледжи сейчас сплошь и рядом покрыты беспроводным доступом в интернет, становится понятно, что нашей индустрии образования еще долго играть в догонялки с Западом.

 

Здесь помогла бы единая политика Министерства образования, однако вместо нее существуют пока лишь эфемерные проекты. Конечно, при отсутствии инициативы сверху логично ожидать, что она придет снизу – то есть от благотворительных организаций и компьютерных фирм, заинтересованных в рынке образования. Надо понимать, что образовательные технологии – это, прежде всего, бизнес, и какими бы благими ни казались цели участников многообещающих программ и форумов, конечная цель большинства из них – получение прибыли. Ничего плохого в этом, в принципе, нет, вот только образовательная система у нас получается очень неоднородной: Высокие технологии в образованиишколы получают компьютерное оборудование от разных поставщиков и потому работают с различными программами и по совершенно отличным друг от друга методикам.

 

Созданию единого информационно-образовательного пространства способствуют форумы учителей и методистов. И если участники таких собраний будут использовать дискуссионные площадки для реального обмена опытом, а не яростного соперничества друг с другом, у российской образовательной системы появится шанс стать одной из самых передовых в мире.



<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>



Конкурсы

Реклама