пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама


  Технобизнес/Бизнес-метод

Презентация будущего

Деловая презентацияКогда речь заходит о деловой презентации, непроизвольно возникает образ человека с ноутбуком, проектором и, конечно же, неизменным PowerPoint’ом. Человек что-то оживленно рассказывает внимательным слушателям, сидящим в конференц-зале, и водит лазерной указкой по подвешенному белому экрану…

Деловая презентация 12.03.2007
10:40
Василий Стрешин

 

Так, или примерно так, выглядит сегодня подавляющее большинство презентаций. В свое время появление программы, позволяющей просто и наглядно готовить слайды для доклада и еще проще их демонстрировать, произвело неизгладимый эффект на деловую общественность. В 90-х годах PowerPoint был практически единственным – необходимым и достаточным – инструментом докладчика и лектора, а его возможностей хватило на целое десятилетие. presentation2Принцип разделения информации на блоки определяет четкий структурированный режим лекции, а возможность временного контроля показа слайдов позволяет лектору держать выступление в заранее установленных рамках.

Традиция предоставления слушателям распечатки слайдов презентации разрешает выбрать для себя наиболее интересные части доклада и уловить общую мысль.

Но время показало, что и этих возможностей недостаточно - «человеческий фактор» никуда не пропал, и затянутые корпоративные презентации остались скучны в любом виде. Кроме того, мутноватый экран проектора не всегда легко рассмотреть, а размеренное чередование слайдов в сочетании с монотонным транс-гипнотическим голосом вгоняет зрителя в ступор и наполняет глаза молочной пеленой, а мозг мечтой о перерыве на кофе. Стало очевидно, что битва за внимание и воображение (чего уж там, душу!) клиента только начинается. Какие средства для этого готовит индустрия высоких технологий?

На расстоянии

В свете повсеместного внедрения широкополосного интернета и грядущего коммерческого интернета-2 одной из самых горячих разработок является организация и проведение удаленных конференций. Уже сегодня создано немало решений этой задачи, причем не только для Windows и MacOS, но и для более узкоспециализированных платформ, таких как BeOS или рабочих станций с RISC-процессорами, работающих под Unix.

Для проведения распределенной видеоконференциии нужен не только интернет, но и комплект аппаратных средств: как минимум видео/веб-камера, микрофон, один или несколько мониторов, компьютер, который может их поддерживать.

presentation1Интенсивность разработок в этом направлении во многом стимулируется высокой заинтересованностью ряда крупных корпораций, которые несут ощутимые транспортные расходы из-за перемещения сотрудников. Но, во всяком случае сегодня, технологии еще не позволяют создать атмосферу полного присутствия. Изображение человека на экране монитора или на плазменной панели остается всего лишь изображением. Это приемлемо, если в конференции принимают участие не более двух докладчиков, выступающие по очереди. Но если возникает дискуссия, в которой участвуют хотя бы десяток людей из разных точек мира, то по качеству электронные конференции заметно проигрывают «аналоговым». Так же они могут не оказать на слушателя должного впечатления, какое создается в лекционном зале с помощью звуковых и визуальных средств: ведь удаленный слушатель или участник всегда может отвлечься.

Наконец, расходы на интернет-трафик оказались не столь малозаметными, как это предполагалось, так что во многих случаях билет на самолет по прежнему является хорошим решением. Но эта ситуация может скоро измениться.

Впрочем, в любом случае идею коммерческого распространения видеоконференций придется отложить до тех пор, пока интернет-2 не превратится из дорогостоящей игрушки разработчиков и энтузиастов в рабочий механизм крупных корпораций, а промышленность не освоит средства объемного проектирования. Ждать остается всего несколько лет.

3D, телепортация и прочая экзотика

presentation_teleportecНекоторые экзотические решения для видеоконференций уже созданы. Например, «цифровая телепортация» от техасской компании Teleportec, которая предлагает проецировать изображение на большой стеклянный экран. Несмотря на то что изображение переносится на плоскость, из-за высокого качества картинки и хорошей синхронизации звука и видео оно выглядит достаточно реальным.

Компании SeeReal Technologies и Dimension Technologies, Inc предлагают каждая свою версию 3D-мониторов, которые позволяют видеть объемное изображение без специальных стереоочков. Правда, для полного восприятия 3D-эффекта нужно находиться в определенной зоне видимости (как в первых жидкокристаллических мониторах с небольшим углом обзора), что делает эту технологию не очень применимой в корпоративной презентационной индустрии, хотя наверняка это лишь дело времени.

presentation_seerealВоспроизведению трехмерного изображения обычно уделяется больше внимания, чем его записи, так как считается, что в съемке объемного видео нет особых затруднений. Действительно, поставить две видеокамеры на небольшом удалении друг от друга, как при получении объемных фотографий, – вот, казалось бы, и вся 3D-хитрость. Именно так работают некоторые охранные системы, которые позволяют видеть объемное изображение охраняемых объектов.

Проблема в том, что полная передача видеоизображения от двух камер требует серьезных ресурсов для записи, синхронизации, передачи и хранения информации, тогда как львиная ее доля является избыточной, потому что многократно дублируется. Пока еще не создано идеальной технологии обработки и хранения объемной видеокартинки, которая могла бы стать де-факто стандартом (каким в свое время стал звук MP3 и MPEG-кодирование видео).

Интерактивные доски

Разумеется, есть и технологические новинки, которые можно найти в магазинах и установить в конференц-зале своей компании уже сейчас. В первую очередь стоит упомянуть проекционные панели канадской компании SMART Technologies. Преимущество интерактивных панелей состоит в том, что для работы с ними не нужно никакого дополнительно оборудования, не придется что-то выкидывать или перестраивать. Достаточно поставить проекционную панель на место старого экрана в существующем презентационном помещении, подключиться к имеющимся компьютерам и наслаждаться новыми возможностями.

presentation_smartboardИнтерактивные доски SMART Board являются своеобразным гибридом проекционного экрана и традиционной школьной доски. Используемая технология резистивной матрицы позволяет лектору в любой момент делать пометки на полях презентации, сохранять избранные кадры в файлах, пересылать их по почте или совершать с ними любые другие действия. К экрану можно подключать несколько «мелков», каждый из которых будет рисовать разным цветом и линиями различной толщины, также можно подключить ластик или тряпку – то есть практически настроить любые кисти, как это делается в современных графических редакторах. Желающие могут вообще обойтись без специальных маркеров: пометки можно делать любой указкой и даже рукой. Использование подобных интерактивных досок может существенно оживить презентацию, особенно если она проводится в стиле традиционной лекции с элементами дискуссии.

Сенсорный киоск

Другой интересной с точки зрения презентационного бизнеса разработкой, уже внедренной в коммерческое производство, являются так называемые сенсорные киоски. Они успешно применяются в крупнейших музеях мира, таких как Лувр, Национальная галерея в Лондоне или Эрмитаж.

presentation_kioskГлавным образом они служат как интерактивное информационное табло, но вообще потенциал этих устройств огромен. Благодаря возможности интерактивного общения сенсорные киоски незаменимы при проведении лекций, семинаров или выставок, так как позволяют слушателям в любой момент самостоятельно изучить любой вопрос с любой степенью детализации, не отвлекая при этом выступающего от основной темы или не разыскивая, к примеру, пропавшего куда-то консультанта выставочного зала. Установка таких киосков в университетских библиотеках может вообще перевернуть привычные представления о методике подготовки к занятиям и экзаменам.

Таким образом, будем считать информационные киоски успешной заменой печатных презентационных материалов, которые раздают посетителям конференций.

Презентация в будущем (обозримом)

Электронные чернила

На первый взгляд, совместная разработка компаний Sony, Philips, TOPPAN Printing и E-Ink, которую создатели назвали Librie EBR-1000EP, не имеет прямого отношения к теме презентаций. Это электронная книга нового поколения и продается она в Японии уже более трех лет. presentation_Librie_EBR-1000EPТехнологии электронных книг и презентаций обычно существенно не пересекаются, но в основу Librie лег механизм так называемых электронных чернил, разработанный в Кембриджском университете и внедренный в производство компанией с говорящим названием E-Ink. С помощью электронных чернил можно получать вполне качественное изображение (первый образец электронной книги имел разрешение 160 точек на дюйм) на достаточно тонком носителе (0,25-0,3 мм). Сам продукт напоминает обычную плотную бумагу, которая весит совсем немного и может до некоторой степени сгибаться.

Очень актуальной особенностью является низкое электропотребление электронной бумаги – за счет того, что энергия расходуется только при изменении изображения. Для поддержания картинки энергия не нужна, из-за этого дисплеи, выполненные на основе электронных чернил, потребляют в среднем в 10 раз меньше электричества, чем их жидкокристаллические собратья. Сейчас этой технологией заинтересовались производители средств мобильной связи, ноутбуков и КПК. На данном этапе «листы» электронной бумаги не очень велики, но разработчики заявляют, что технологически размер листа не является проблемой и его увеличение не сильно скажется на стоимости производства. А это значит, что электронные чернила в ближайшее время захватят презентационный бизнес. Он, как известно, нуждается в больших высококонтрастных мониторах и при этом пока не предъявляет особенных требований к разрешению экрана.

Электронные баннеры

Если вы читаете этот материал, вероятно, вам когда-нибудь приходилось заниматься проведением презентаций. А любой организатор мероприятий знает, что такое производство печатных баннеров и их доставка (учитывая несговорчивые габариты и заметный вес виниловых баннеров, удовольствие сомнительное).

presentation_einkО процессе разворачивания и крепления можно снимать сериалы и писать романы. Опечатки и исправления, которые нужно внести в последний момент, это классика жанра, а самое трудное, конечно же, найти по окончании мероприятия свободного водителя и заставить его привести все это обратно в офис или на склад.

Вы понимаете, к чему мы клоним: если презентационный зал оборудован мониторами – или баннерами? – на основе электронных чернил, то все свои баннеры вы будете просто приносить на «флешке». Более того, способность электронного баннера к видоизменению можно использовать в сценарии самой презентации.

Распространенной проблемой является контрастность изображения: не все залы оборудованы достаточно мощными проекторами, не всегда есть возможность приглушить свет. Электронные чернила решают эту проблему, контрастность их изображения очень высока. На данный момент проблемой является то, что существующие электронные чернила E-Ink монохромны, но, к примеру, компания Fujitsu уже начала коммерческое производство цветных электронных чернил.

presentation_photoneФотонный текстиль

Корпорация Philips не ограничивается инвестициями в производство электронных чернил. На международной выставке бытовой электроники IFA совместно со специалистами института текстиля TITV Greiz она представила свою разработку – фотонный текстиль.

Специалисты Philips предлагают в качестве дисплея использовать не только гибкий лист пластика, но и элементы одежды, например майку или деловой костюм выступающего. Конечно, вряд ли идея ходить одетым в не очень гибкий монитор понравится широкой публике, но, без сомнения, этот материал станет популярным рекламным (и, соответственно, презентационным) носителем. В голову приходят также возможности карнавального или, напротив, военного применения фотонного текстиля, но это лишь предположения. А множество технологий для презентаций будущего готово уже сегодня.

Туманный экран

Крайне заманчивой разработкой для визуализации информации является туманный экран финской компании FogScreen. Монитор FogScreen проецирует изображение на водяной пыли, то есть прямо в воздухе, при этом не требуется никаких специальных защитных экранов. Более того, плоскость изображения может пересекаться любыми предметами, в том числе и человеком. presentation_FogScreenНа данный момент инженеры работают над усовершенствованием мониторов за счет придания им интерактивности. Луч лазера будет сканировать плоскость экрана, фиксировать пересечения плоскости другими телами и передавать соответствующий сигнал об изменении изображения. Если же оснастить FogScreen оригинальным интерфейсом в виде чудо-рукавиц компании Raytheon, которые действуют как в фильме «Особое мнение» (если помните, герои картины оперировали информацией в базах данных посредством трехмерных перчаток), то перспективы вырисовываются поистине невообразимые. Вообще родоначальником идеи трехмерных манипуляторов считается медиалаборатория Массачусетского технологического института (MIT). Некоторые идеи уже реализованы, например, в плазменных панелях большого размера Cad Center производства Hitachi размер экрана может изменяться движением рук. А компания Toshiba разработала пульт дистанционного управления, позволяющий движением руки включать, выключать или регулировать режимы работы бытовой техники. Остается только дождаться, когда FogScreen научится проецировать объемное изображение, и тогда лектор сможет свободно прогуливаться среди нескольких объемных туманных объектов, прикасаться к виртуальным изображениям, разбирать, собирать, поворачивать виртуальные картины и делать с ними все что душе угодно!

Виртуальные персонажи

Не стоит забывать и о кинематографических новинках. Похоже, что с легкой руки Питера Джексона технология использования CG-актеров выйдет за рамки кино. Это непременно приведет к созданию доступных комплексов разработки для создания виртуальных персонажей, которые придут на помощь выступающим при проведении презентаций. И тогда лектор сможет стать настоящим актером в собственной пьесе и управлять не только голосом, но и движениями виртуального персонажа.

Эпилог

Разумеется, встанет вопрос: насколько применимы технологии виртуальной реальности для презентаций? Если посетители конференций привыкли к наушникам для синхронного перевода, то почему бы им не вооружиться и трехмерными очками для восприятия объемного изображения?

Лишнее измерение в презентации может стать не менее важным, чем точное понимание смысла лекции. Как вариант, потенциальным покупателям недвижимости может быть интересно побродить по комнате с перемещаемым экраном и рассмотреть во всех деталях интерьер своего будущего дома.

presentation_powerpointК сожалению, почти все существующие виртуальные разработки еще не реализованы идеально. Одни позволяют выстроить только миниатюрные трехмерные изображения, у других очень небольшой угол обзора, у кого-то качество картинки оставляет желать лучшего. Но тенденции индустрии очевидны – изображению придают объемность и возможность интерактивного участия зрителя, который в идеале может находиться в любой точке мира. А пока будущее не наступило… мы будем делать презентации в PowerPoint.

Но все же если через два-три года, придя на работу, вы обнаружите в офисе парящих фиолетовых человечков, оперирующих странными виртуальными объектами, не пугайтесь. Это не сны Джорджа Лукаса в вашем сознании - это просто менеджер по продажам тестирует новое презентационное оборудование.



<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>



Конкурсы

Реклама