Использование КПК в бизнесеКарманный компьютер для личного использования – вещь вполне обыденная и оправданная, так как решает самый широкий круг задач повседневной жизни. Но нужен ли КПК в корпоративной среде, где удобство и комфорт прячутся в тени всегда стоящего на первом плане КПД производства? |
Ответ положителен, и карманный компьютер, предмет насмешек скептически настроенных умов, не просто имеет право на существование, а относится к категории must have не только для топ-менеджеров, но и для любого современного человека.
Несмотря на многочисленные трудности, малый и средний бизнес в России продолжает динамично развиваться. Рынок товаров повседневного спроса (FMCG) с каждым годом приобретает все больше цивилизованных черт. А становление цивилизованного рынка, как известно, прежде всего связано с развитием конкуренции. В современных условиях на первое место выходят: индивидуальная работа с клиентом, повышение качества обслуживания, оперативность получения данных о рынке и о действиях конкурентов.
Многие производители товаров повседневного спроса и дистрибьюторы уже давно поняли, что их задача − не передача товара в магазины, а его продажа конечным потребителям через магазины. Это принципиально меняет технологию работы, поэтому FMCG-компании все большее внимание уделяют повышению эффективности мобильной торговли, а именно, деятельности торговых представителей и мерчендайзеров.
С ужесточением правил игры на рынке, задачи, возложенные на торговых представителей, заметно усложнились: для их решения требуется оперативный доступ к большому количеству информации, связанной с клиентом (истории продаж по каждой торговой точке, платежной истории клиента, информации об индивидуальных скидках, информации о контактных лицах и т.п.). Кроме того, торговый представитель должен легко ориентироваться в товарном ассортименте, иметь доступ к остаткам товара на складе, знать о проводящихся в компании маркетинговых мероприятиях, вести учет бонусов и скидок, быстро и правильно рассчитывать стоимость заказов, следить за наличием у клиента договора (лицензии) и сроком его (ее) окончания, проверять правильность выкладки товара и еще многое другое.
В борьбе за клиентов и рынок компании используют различные инструменты оптимизации мобильной торговли, наиболее эффективным из которых является внедрение готовых программных решений по автоматизации работы выездного персонала в торговой точке и контактов персонала с офисом.
Сегодня рынок предлагает достаточный выбор систем автоматизации, однако, для компаний малого и среднего бизнеса, которые стремятся получить максимальную отдачу от автоматизации мобильной торговли, необходимы специализированные решения, которые не только были бы подстроены под отраслевые особенности предприятия, но и выполняли бы индивидуальные задачи заказчика.
На рынке России и стран СНГ уже более 12 лет работает Группа компаний CDC (Центр Корпоративных Разработок), предлагающая одно из лучших решений по автоматизации торговых представителей на базе карманных компьютеров − Автоматизированную Систему Управления Мобильной Торговлей (АСУМТ) ОПТИМУМ.
Система ОПТИМУМ состоит из мобильной и серверной частей. Карманный компьютер или коммуникатор, после установки на него мобильной части системы ОПТИМУМ и настройки синхронизации с персональным компьютером в центральном офисе (синхронизация через сотовую связь GSM/GPRS, локальную сеть, Wi-Fi, кредл и т.п.), становится эффективным инструментом для торгового представителя, занимающегося прямыми продажами товаров в торговые точки (van selling), сбором предварительных заказов (pre-selling) и мерчендайзингом.
Торговый представитель получает через КПК оперативный доступ к необходимой информации на маршруте (история продаж по каждой торговой точке, кредитная история покупателя, лимиты по заказам, актуальные складские остатки, индивидуальные цены и скидки, контактные лица и т.п.), что значительно сокращает время принятия решений.
Кроме того, уменьшается число ошибок при создании документов за счет автоматизации основных расчетных операций (расчет стоимости заказа с учетом нюансов ценообразования для конкретной торговой точки и связанных с ней налогов и т.п.), отсутствия ручного ввода, а также автоматического контроля ограничений для торговой точки (скидки, лимиты, задолженности по оплате, окончание лицензий и т.п.).
КПК или коммуникатор, на котором установлена система автоматизации ОПТИМУМ, отображает экспертные рекомендации, основанные на истории продаж, а также списки обязательных товаров для разных категорий торговых точек, что приводит к увеличению средней стоимости заказа (продажи).
Серверная часть ОПТИМУМ обеспечивает коммуникационные функции и помогает управлять прямо из офиса как командами торговых представителей, так и разветвленной сетью дистрибьюторов или филиалов крупных компаний. Таким образом, при внедрении системы автоматизации офис компании получает:
− оптимизацию маршрутов торговых представителей и усиление контроля над их деятельностью (контроль над соблюдением технологии работы с торговой точкой, учет времени посещения и длительности работы в точке, фиксация фактов реального посещения точки продаж с помощью средств GPS или GSM-контроля, цифровых фотографий);
− ускорение ввода в учетную систему предприятия информации о работе торгового представителя и созданных им документах (для передачи собранной за весь день информации требуется несколько секунд);
− повышение точности и скорости исполнения заказов (использование сотового телефона для передачи заказов в реальном режиме времени, поддержка комментариев к документам − у некоторых компаний после автоматизация точность исполнения заказов достигает 95-97%);
− сокращение числа операторов по вводу информации (после автоматизации будет достаточно одного оператора) и связанных с ними расходов компании (рабочие места, офисное и компьютерное оборудование, расходы на коммуникации, электричество, связанные с этим налоги и т.п.);
− оптимизацию остатков продукции на складе за счет своевременного поступления заказов и оперативной отгрузки товара и т.п.
Для крупных компаний с разветвленной дистрибьюторской или филиальной структурой остро стоят проблемы управления, особенно для территориально распределенных проектов (производитель −> дистрибьюторы −> филиалы −> мобильные команды −> розница). Такие проблемы неплохо решаются с помощью ряда реализованных в системе ОПТИМУМ возможностей:
1. Доступ из головной компании к любым данным по работе торговых представителей нижних уровней: по созданным документам (заказы, продажи), по визитам (мерчендайзинг, опросы, результаты визитов), по взаиморасчетам дистрибьютора и клиентов, по истории продаж, по остаткам товара на складе дистрибьютора и т.д.
2. Получение отчетов по продажам или маркетинговым активностям по любому сегменту контролируемой головной компанией территории: по региону, дистрибьютору, по командам торговых представителей (супервайзеру), локальным территориям, конкретной торговой точке.
3. Полноценное управление параметрами дистрибьюции, позволяющее не только оперативно получать всю необходимую информацию о продажах и продвижении товара через дистрибьюторскую сеть, но и выполнять из главного офиса необходимые действия, направленные на оптимизацию работы этой сети. Из главного офиса можно управлять маркетинговой активностью (задание параметров мерчандайзинга, создание и контроль новых активностей и опросов), торговыми представителями, ассортиментом, активностью и атрибутами товаров, прайс-листами, справочниками результатов визитов, маршрутами, планированием продаж, отчетами и другими параметрами.
4. Создание структуры, аналогичной структуре компании, при помощи иерархического (древовидного) справочника. Можно объединить торговых представителей в команды по регионам: из набора территорий (а с каждой территорией связан конкретный представитель) создается команда (группа территорий или географическая зона), которая подчиняется супервайзеру. В команду легко «перекинуть» любую территорию (торгового представителя). Технология удобна для организации контроля над выделенными регионами — можно создавать разнообразные команды для оптимального управления (например, команда Москва, а внутри ее команды Юг, Север и т.п.). Можно организовать сколько угодно уровней вложенностей команд.
5. Использование специальной технологии проверки баз данных дистрибьюторов, которая позволяет, помимо технического аспекта проверки баз (все ли данные выгружены в базу), организовать контроль работы дистрибьюторов и проверить некоторые бизнес-правила (например, что цены в определенной категории торговых точек отличаются от рекомендованных не более чем на 10%).
Из всего вышеперечисленного можно сделать один вывод − при столь быстром развитии рынка товаров повседневного спроса автоматизация мобильной торговли становится не просто желательным, но и необходимым условием для выживания компании и удержания ею своей доли рынка.
Благодарим компанию CDC (Центр Корпоративных Разработок) за помощь в подготовке материала
www.cdc.ru
<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>