пнвтсрчтптсбвс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Реклама


  Технологии/Новости

Сделай сам, помоги другим

Корпорация Intel и Российская Венчурная Компания (РВК) представили результаты проведенного исследовательского проекта по изучению цифрового движения Do-It-Yourself («сделай сам») в России

Корпорация Intel и Российская Венчурная Компания (РВК) представили результаты проведенного исследовательского проекта по изучению цифрового движения Do-It-Yourself («сделай сам») в России 09.12.2015
19:21

 

Корпорация Intel и Российская Венчурная Компания (РВК) представили результаты проведенного исследовательского проекта по изучению цифрового движения Do-It-Yourself («сделай сам») в России. В фокусе внимания – сообщество любителей создания «умных» устройств своими руками и сложившаяся вокруг них экосистема:  фаблабы, мейкер- и хакспейсы, школьные кружки и онлайн сообщества. Участники проекта уверены: у российских изобретателей серьезный потенциал, для развития которого необходимо продолжать изучение существующей экосистемы, а также уделить особое внимание популяризации этой сферы деятельности и привлечению новых участников-энтузиастов среди юношей и девушек, экспертов со стороны бизнеса и государства.

Партнерами исследовательского проекта, посвященного изучению движения «сделай сам» в России и его участников – от школьников до предпринимателей и лидеров сообществ – стали консалтинговая компания «Делойт», Центр исследований государственного управления Европейского Университета в Санкт-Петербурге, образовательный портал Edutainme и онлайн-портал Хабрахабр.

Взрывное развитие и рост доступности вычислительных и коммуникационных технологий, технологий аддитивного цифрового производства, быстрого прототипирования и т.д. переводит на качественно новый уровень движения и сообщества инноваторов, изобретателей, технических энтузиастов. Мировой феномен цифрового движения Do-It-Yourself («сделай сам») превращается в самостоятельный растущий сектор, источник новых технологий, продуктов и кадров для новых наукоемких индустрий, важный фактор формирования глобальных высокотехнологических рынков будущего.

Мейкерство – феномен, состоявшийся на мировом уровне. По данным «Делойт», на сегодняшний день насчитывается порядка 1200 активных сообществ энтузиастов в сфере технического творчества и около 3000 лабораторий цифрового прототипирования в мире. Существенно – в среднем в два с половиной раза – их количество выросло всего за 3 года (с 2013 г.). Это свидетельствует о всемирном развитии сообщества, а также о высокой степени интереса к деятельности таких сообществ со стороны общества, государства и бизнеса. Радиолюбителей и инженеров поддерживают на высоком уровне в США, где второй год подряд изобретателей принимает Белый дом, в Финляндии и в Китае существуют специальные государственные программы поддержки. В двух крупнейших ярмарках Maker Faire в 2014 года – в Нью-Йорке и Bay Area, Калифорния – приняли участие 215 000 человек, что сопоставимо с числом жителей небольшого города.

Согласно исследованию «Делойт», в России действует 18 цифровых лабораторий формата Fab Lab и около 50 центров молодежного инновационного творчества (некоторые из них нацелены на создание не аппаратных, а программных продуктов). Основными площадками для запуска проектов, связанных с техническим творчеством и инновациями, являются фаблабы в московском университете МИСиС, Политехническом университете Санкт-Петербурга, Fab Lab Астрахани, центр робототехники R2D2 в Самаре, а также бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационные центры, например «Сколково».

В России на сегодняшний день мейкерство и технологическое творчество – в основном мужская сфера деятельности: 82% участников групп в социальных сетях – это молодые мужчины, как показывают данные Центра исследований госуправления Европейского Университета в Санкт-Петербурге. Роль женщин в проектах, связанных с технологическим творчеством, часто ограничена и функционально окрашена как вспомогательная, т.е. в их обязанности обычно входит маркетинг и организация мероприятий.

Данные Центра исследований государственного управления Европейского Университета в Санкт-Петербурге показывают, что интерес к техническому творчеству возникает и развивается в детстве. Результаты исследовательского отчета свидетельствуют о важности наличия специальных образовательных курсов и мероприятий для мейкеров для привлечения технологических энтузиастов в сообщества.

Результаты исследования образовательного портала Edutainme свидетельствуют о том, что техническое творчество в 5-7 раз менее популярно в качестве дополнительного образования среди школьников, чем спорт и искусство. Так, за 2014 год более 439 тысяч школьников были задействованы в более чем 31 тысяче кружков технического творчества, в то время, как и художественным творчеством, и спортом занимались более 3 млн. соответственно. Порядка 450 тысяч школьников, увлеченных программированием и новыми технологиями, активно участвуют в онлайн-сообществах Хабрахабр и Stackoverflow.

Специальный проект РВК и Хабрахабр позволил дополнительно убедиться в том, что тематика изучения и развития DIY экосистемы вызывает большой интерес в IT-сообществе. Пользователи портала выявили 77 различных онлайн и офлайн объединений, в работу которых они вовлечены. Большинство клубов посвящены электронике (27), робототехнике (19) и 3D-моделированию (18), но есть и более нишевые – работа со звуком (6), светом (2) или энергетика (2). Офлайн сообщества, которые составляют пятую часть всех объединений, в основном сконцентрированы в городах-миллионниках и имеют партнерские отношения с государственными вузами. Отмечается, что сообщества существуют достаточно автономно, и коммуникация между ними выражены слабо.

Организаторы исследовательского проекта подчеркивают необходимость мер по развитию коммуникаций внутри DIY экостемы, например, проведение специальных открытых фестивалей или конференций в формате Maker Faire. Партнеры исследования и их респонденты отмечают, что необходимы дополнительные усилия по налаживанию кросс-коммуникации между различными сообществами DIY, существующими в России, а также по развитию интереса среди школьников и родителей к возможностям новых технологий, участию в жизни DIY-сообществ.



<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>



Конкурсы

Реклама