октябрь 2024 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Принципы выбора мультимедийного проектора |
Начальные сведения
Мультимедийный проектор представляет собой автономный прибор, обеспечивающий передачу (проецирование) на большой экран информации, поступающей от внешнего источника – компьютера (или ноутбука), видеомагнитофона, DVD-проигрывателя, видеокамеры, документ-камеры, телевизионного тюнера и т.п.
Классификация проекторов
По функциональному назначению проекторы можно разделить на три основные группы:
- проекторы для домашнего кино (домашние кинотеатры и медиаценты)
- проекторы для индустрии развлечений (для кинотеатральных залов и т.п.)
- проекторы для бизнеса и образования (презентационные)
Первая группа ориентирована, прежде всего, на воспроизведение динамичного контента («живого» видео), вторая и третья группы обычно предназначены как для динамичного, так и статичного контента. В отдельную группу можно выделить сверхминиатюрные проекторы весом менее
Источники информации
Любой проектор может использоваться, как правило, только в сочетании с внешним источником информации.
Некоторые проекторы оснащены карт-ридерами, позволяющими выводить на экран фотографии и презентации с карт памяти. Такие возможности являются отличительными чертами той или иной модели, и они обязательно приводятся в списке основных характеристик проектора.
В последнее время появились модели проекторов со встроенными DVD-плеерами, некоторые из которых оснащены также встроенными акустическими системами окружающего звука. Такие комбайны выступают в качестве интегрированных систем для домашнего кинотеатра начального уровня.
Что же касается проекторов, ориентированных на бизнес-приложения, то среди них появляется все больше моделей, допускающих подключение по сети Ethernet. Такие проекторы могут получать по локальной сети контент для отображения на экране.
Кроме того, все более совершенными становятся беспроводные модели мультимедийных проекторов. Они допускают соединение по Wi-Fi с ноутбуком (компьютером), что бывает удобно для проведения презентаций.
Некоторые модели мультимедийных проекторов могут соединяться одновременно с несколькими ноутбуками по Wi-Fi, причем качество таких соединений позволяет вплотную приблизиться не только к передаче «по воздуху» статических картинок и анимационных эффектов PowerPoint, но и потокового видео.
Особенно следует выделить источники видеосигналов высокой четкости (BluRay и HD-вещание). Проекторы, которые способны обрабатывать и отображать сигналы HD, относятся к классу «HD-ready». Те же из них, кто имеет разрешение матрицы 1920х1080, являются полноценными «Full HD» проекторами, отображающими сигналы форматов 1080i и 1080р «точка-в-точку».
Выбирая проектор, прежде всего необходимо определиться с тем, какую задачу должен решать проектор, к каким источникам информации он будет подключен, а также в каких условиях ему предстоит работать. Абсолютное большинство моделей, выпускаемых в настоящее время, имеют как компьютерные, так и видеовходы.
Некоторые наиболее совершенные аппараты имеют выносные процессоры для обработки видеосигналов.
Основные характеристики
Основными характеристиками мультимедийного проектора являются:
- разрешение матрицы и ее физический формат (4:3, 16:9, 16:10 и т.д.)
- технология, по которой проектор изготовлен
- световой поток (яркость)
- наличие/отсутствие сетевых интерфейсов
- вес
Дополнительными характеристиками, влияющими на выбор проектора, являются:
- контрастность
- равномерность освещения
- характеристики объектива
- количество и типы входных и выходных разъёмов
- функциональные особенности
- уровень шума
Разрешающая способность
Данный параметр характеризует дробность картинки, создаваемой проектором, и определяется числом светящихся элементов - пикселей жидких кристаллов или микрозеркал.
В предшествующие годы по разрешающей способности проекторы соответствовали стандартным видеокартам, используемым в персональных компьютерах и рабочих станциях. Однако с течением времени стал меняться формат компьютерных мониторов и телевизоров, появились DVD и телевидение высокой чёткости, - и все это привело к существенному увеличению вариантов разрешающей способности проекторов.
В настоящее время можно встретить следующие виды разрешений:
Формат изображения 4:3
VGA (640х480), SVGA (800х600), XGA (1024х780), SXGA (1280х1024), SXGA+ (1400х1050), UXGA (1600x1200), QXGA (2048x1536)
Формат изображения 16:9, 16:10, 15:9 или близкий к ним
WXGA (1280х768 либо 1280х780), HD720 (1280х720), WVGA (864х480), WSVGA (1024х576), HD2K или HD1080 (1920x1080), WUXGA (1920x1200), HD4K (4096x2400)
В каждой паре чисел первое показывает число пикселей по горизонтали, а второе - по вертикали изображения. Существуют и другие, менее распространенные форматы разрешения матриц проектора.
Формат 4:3 по-прежнему пока является основным в классе инсталляционных моделей и проекторов для мобильных презентаций, а широкоформатные модели лидируют в классе домашнего и профессионального кино. Однако триумфальное распространение телевидения высокой четкости, широкоформатных ноутбуков и Windows Vista в последнее время обозначило определенную тенденцию перехода всей индустрии на широкоформатные матрицы.
Что касается видеостандартов, то большинство проекторов поддерживают наиболее распространённые системы цветности PAL, SECAM, NTSC 3,58 и NTSC 4,43. Новейшие модели, как правило, поддерживают формат HDTV – телевидения высокой чёткости.
Чем выше разрешение, тем меньше размеры светящихся элементов и более качественно изображение на экране. К этому всегда следует стремиться, однако с увеличением разрешения стоимость проекторов возрастает. Поэтому рекомендуется выбирать разрешение с учётом характера проецируемой информации, ориентируясь на нижеприведенные данные:
Компьютерные презентации, подготовленные с помощью PowerPoint, а также простая графика и крупные тексты - SVGA (800x600) (бюджетный вариант), XGA (1024х780) (более качественный вариант)
Видео и фильмы среднего качества при проецировании на экран с диагональю до
Таблицы, подготовленные в Exel, мелкие тексты, архитектурная графика - XGA (1024х780), SXGA (1280х1024)
Видео и DVD-фильмы при проецировании на экран с диагональю более
CAD/CAM-приложения, машино- и приборостроительные чертежи, географические карты и т.п. - SXGA (1280х1024), SXGA+ (1400x1050), HD2K (1920x1080)
DVD-фильмы, BluRay, телевидение высокой четкости при обеспечении высокого качества изображения - SXGA (1280х1024), SXGA+ (1400x1050), UXGA (1600х1200), HD2K (1920x1080)
В технических характеристиках проектора указывается его номинальное разрешение, соответствующее реальному количеству пикселей воспроизводящих элементов. Как правило, проекторы имеют возможность воспринимать сигнал с меньшим и с большим разрешением, чем номинальное, за счет использования компрессии (сжатия информации). При этом, естественно, происходят некоторые искажения картинки, зачастую заметные для глаза. Интенсивность этих искажений зависит от качества алгоритма компрессии, используемого в конкретном проекторе. Наилучшая картинка получается в случае, когда разрешения источника информации и проектора совпадают. Поэтому не следует пренебрегать возможностью лёгкой перенастройки разрешения видеокарты компьютера или выходного разрешения DVD (BluRay) источника.
Указанное в технических характеристиках номинальное разрешение не означает, что проектор реализует картинку только одного номинального формата. У всех проекторов предусмотрена возможность через меню перестроить формат изображения. Однако такое переформатирование происходит за счёт неполного использования площади воспроизводящих элементов (матриц), что, вообще говоря, неэффективно. Поэтому целесообразно выбирать проектор, разрешение которого по формату соответствует основному назначению.
Технология изготовления проектора
Существуют три конкурирующие технологии, по которым изготовлены матричные блоки современных мультимедийных проекторов. Это жидкие кристаллы на просвет (технология 3LCD), микрозеркала (технология DLP) и жидкие кристаллы на отражение (технологии LCOS, D-ILA, SXRD).
В принципе все технологии равноправны, и в большинстве случаев не технология определяет выбор проектора. Однако при повышенных требованиях к качеству изображения (отсутствие искажений и паразитных теней, натуральность цветопередачи, степень дискретности изображения (пикселизация), глубина контраста, отсутствие т.н. «эффекта радуги», мягкость или резкость подачи цветов и др.) следует учитывать особенности той или иной технологии. Кроме того, одночиповые DLP- проекторы могут создавать мерцания при видеозаписях, поэтому на мероприятиях, где ведутся телевизионные съёмки, рекомендуется использовать LCD или LCOS проекторы.
Световой поток (яркость)
Световой поток мультимедийных проекторов измеряют в ANSI лм. Этот параметр был введен в 1982 году Американским Институтом Национальных Стандартов (ANSI) в качестве единицы, характеризующей среднюю величину светового потока проектора по девяти зонам, равномерно распределенным по площади экрана определённого размера.
Световой поток проекторов сегодня достигает 30 000 ANSI лм. С другой стороны, в самое последнее время появились проекторы минимальных размеров, в которых в качестве источников света вместо ламп используются светодиоды. Световой поток таких проекторов не превышает сотен или даже десятков лм.
Для домашних кинотеатров, рассчитанных на просмотр фильмов в условиях затемнения, достаточно использовать проектор со сравнительно небольшим световым потоком, от 600 до 1500 ANSI лм. Если же видеопоказ происходит в освещенном зале, целесообразно использовать проектор с более высокой яркостью.
Для приблизительной оценки требуемой мощности светового потока проектора можно воспользоваться следующей формулой:
Ф = S x k, где Ф – световой поток в ANSI лм, S – площадь экрана в кв. м, k – коэффициент, величина которого зависит от уровня освещённости помещения. Для незатемнённых помещений этот коэффициент находится в пределах 500-800, для затемнённых – 200-350.
При этом надо учитывать, что реальный световой поток любого проектора, как правило, на 10-20% меньше паспортного.
Более строгий выбор требуемого светового потока можно произвести по специальной методике, зная уровень освещённости помещения в зоне расположения экрана. Освещённость, выраженную в люксах, замеряют прибором (люксметром).
Необходимо также помнить, что при попадании на экран прямого солнечного света даже самый мощный мультимедийный проектор не сможет обеспечить качественное изображение. Для защиты от солнца необходимо использовать шторы или жалюзи. Полезно также предусмотреть возможность отключения электрического освещения в районе расположения экрана.
При выборе размеров экрана должны быть соблюдены 2 условия:
- расстояние от самого дальнего зрителя до экрана не должно быть больше 5-6 кратной ширины экрана
- расстояние от самого ближнего зрителя до экрана не должно быть меньше полуторной ширины экрана
Наличие сетевых интерфейсов
Некоторые проекторы имеют возможность получать контент для вывода на экран по сети (локальной – Ethernet или же беспроводной по стандарту Wi-Fi). Как правило, в беспроводном режиме поддерживается видеопоказ статических картинок (в режиме «слайд-шоу»). Однако появились также модели, обеспечивающие возможность беспроводного приёма потокового видео. Кроме того, на рынке имеются беспроводные адаптеры, которые можно подключить к любому проектору для приёма «живого» видео. По мере совершенствования стандарта Wi-Fi передача потокового видео без проводов станет нормой жизни.
По весу выделяют следующие категории проекторов:
- стационарные (более
- переносные (9 -
- портативные (4,5 -
- ультрапортативные (2,25 -
- микропортативные (менее
- класс Palm («с ладонь») (менее
- класс Pico (менее
- класс Pocket (размер мобильного телефона, яркость 7-10 лм)
Проекторы классов Pico и Pocket, как уже отмечалось, работают на светодиодах, для питания используются аккумуляторы. В затемнённом помещении они способны воспроизвести изображение с диагональю до 50-
В самой ближайшей перспективе появятся мобильные телефоны со встроенными видеопроекторами. Они позволят воспроизводить телевизионные сигналы, получаемые по мобильной связи.
В настоящее время основная доля продаж приходится на ультрапортативные модели. Вместе с тем растёт объём продаж микропортативных проекторов, особенно привлекательных для использования в выездных презентациях. Однако зачастую уменьшение веса достигается за счёт ухудшения функциональных возможностей проектора, так что к выбору маленького проектора надо относиться крайне осмотрительно. Вообще говоря, малогабаритные проекторы не предназначены для использования более 3-4-х часов в сутки. Если же проектор установлен стационарно, несколько лишних килограммов особого значения не имеют.
Контрастность
Контрастность - это отношение максимальной освещенности контрольного экрана к минимальной при проецировании белого и черного поля соответственно. С этим показателем существует неопределенность, так как в паспортных данных проекторов иногда нет ссылок на стандарт измерения, и не понятно, относятся ли данные контрастности только к центру изображения или выведены по методике ANSI.
Последняя предусматривает усреднение данных измерений по весьма распределенным зонам (без центральной) отдельно для белого и черного полей и вычисление отношения средних величин, которое в итоге редко превышает 400:1. Однако значения т.н. «динамической контрастности» достигают ныне 50 000:1 и выше.
Равномерность освещения
Равномерность освещения показывает отношение минимальной освещенности (на периферии изображения) к максимальной (в его центре). В хороших проекторах этот показатель превышает 70%. К сожалению, производители редко размещают сведения об этом параметре в паспортных данных модели.
Характеристики объектива
Большинство современных мультимедийных проекторов комплектуются вариообъективами с изменяемым фокусным расстоянием (так называемые объективы с трансфокаторами или ZOOM-объективы). Наличие ZOOM-объектива существенно упрощает подготовку к видеопоказам, т.к. позволяет менять размер изображения, не передвигая проектор.
В наиболее совершенных моделях объективы оснащены электроприводами, позволяющими не только вручную, но и с пульта ДУ изменять масштаб изображения и регулировать фокусировку. Это качество, безусловно, удобно, особенно при потолочном креплении проектора, однако ведет к удорожанию аппарата.
Важнейшая характеристика объектива – так называемое проекционное соотношение Про – величина, равная отношению дистанции проецирования к ширине изображения. Стандартные объективы имеют Про в пределах 1,8-2,2, длиннофокусные – до 4-8, короткофокусные – 0,8-1,2. В последнее время появились проекторы с исключительно малыми значениями проекционное соотношения. Такие проекторы, способные создать изображения размером 80-
Количество и типы входных и выходных разъёмов (панель соединений)
Проекторы могут достаточно сильно различаться составом панели соединений. Любой проектор имеет, по крайней мере, один компьютерный или видеовход для соединения с внешним источником данных. Современные проекторы имеют достаточно развитую панель соединений, включающую, как правило:
- 1 или 2 аналоговых (RGB) компьютерных входа
- 1 RGB выход для параллельного подключения компьютерного монитора
- несколько терминалов для подключения аналоговых видеоисточников (S-Video, композитный, компонентный)
- цифровые входы DVI, HDMI, реже SDI
- аудиовход
Могут также присутствовать разъёмы для подключения компьютерной мыши, для управления проектором от внешнего компьютера (шины RS-232 и/или USB), для подключения внешнего аудиоусилителя.
Функциональные возможности
Современные мультимедийные проекторы имеют, как правило, стандартный набор функциональных возможностей, среди которых:
- наличие экранного меню и инфракрасного (ИК) пульта дистанционного управления (иногда такой пульт может превращаться в кабельный)
- инверсия изображения по горизонтали и по вертикали, что позволяет использовать просветные экраны и потолочное крепление проектора
- возможность регулировки яркости, контрастности, чёткости изображения
- возможность настройки цветовой гаммы
- возможность подстройки под параметры входных компьютерных и видеосигналов
- возможность дистанционного управления курсором компьютера (инфракрасная экранная мышь)
- возможность корректировки трапецеидальных искажений изображения
- возможность выбора языка меню
- наличие экономичного режима работы (уменьшение светового потока на 15-20%, обеспечивающее увеличение срока службы лампы в 1,5-2 раза).
Кроме того, проекторы имеют дополнительные функциональные возможности, отличающиеся в разных моделях. Можно назвать наиболее распространённые:
- возможность замены объектива и наличие сменных длиннофокусных и короткофокусных объективов
- функция интерактивности (замена интерактивной доски)
- автонастройка изображения, автокоррекция трапецеидальных искажений
- возможность проецирования на небелую поверхность
- функция «Off and go» - возможность быстрого отключения проектора от сети питания
- стоп-кадр - возможность «заморозить» изображение
- «электронная лупа» - возможность сильного (до 30 раз) увеличения выделенного участка изображения, поступающего из компьютера
- функция «картинка в картинке» - возможность одновременного показа изображений, поступающих от двух независимых источников
- возможность механического смещения объектива в одной или двух плоскостях
- функция A/V MUTE - затемнение экрана и исключение звука
- функция «занавес» - открытие или закрытие части изображения
- встроенный слот для PC-карты, что даёт возможность проводить презентации без компьютера
- USB-вход для флеш-карты
- лазерная указка, встроенная в пульт дистанционного управления
- функция IRIS - автоматическая подстройка яркости изображения в зависимости от освещённости помещения
- автоматическое управление режимом работы вентилятора в зависимости от температуры окружающей среды
- поддержка цифровых телевизионных стандартов DVT и HDTV (телевидение высокой чёткости)
- возможность выбора формата изображения (4:3 или 16:9)
- запоминание установок проектора для большого количества источников сигнала
- возможность механического смещения объектива, что особенно важно при сведении изображений от нескольких проекторов
- наличие сетевого концентратора, обеспечивающего возможность включения проектора в локальную сеть
- различные системы защиты от краж и несанкционированного использования
- автоподсветка клавиш на панели управления
- возможность установки собственной заставки на экране (например, логотипа компании или рекламного слогана)
- сетевые возможности (управление по сети, встроенный браузер, e-mail клиент и пр.)
- фиксированные пользовательские режимы видеопоказа
Могут встречаться и другие дополнительные функции. Естественно, нет такого проектора, в котором воплощены все перечисленные возможности, поэтому при выборе проектора необходимо ориентироваться на те функции, которые действительно необходимы для конкретного применения.
Уровень шума
Каждая модель проектора характеризуется своей шумностью, зависящей от конструкции прибора и мощности используемых вентиляторов. Уровень шума может находиться в пределах от 23 до 45 дБ. Для комфортной работы в небольших помещениях этот показатель не должен превышать 30 дБ. В больших залах, особенно если проектор установлен в изолированном помещении, требования к этому параметру снижаются.
Сервис
Покупая проектор, необходимо заранее предусмотреть возможность его гарантийного и послегарантийного обслуживания. Важно, чтобы фирма-продавец имела опыт соответствующей работы и, главное, квалифицированный персонал, способный диагностировать проектор и устранить неисправности. Не рекомендуется покупать проекторы у случайных продавцов и посредников - они, как правило, не способны обеспечить квалифицированное обслуживание дорогостоящего аппарата. Лучше всего иметь дело с официальным представителем (партнёром, дистрибьютором, дилером) фирмы-производителя.
<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>