пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама


  Техника/Техноистории

Кинозал в масштабах дома

Домашние кинотеатрыО домашних кинотеатрах написано немало. Им посвящены десятки журналов, сотни сайтов и сонм статей

Домашние кинотеатры 10.01.2007
15:30
Евгений Малинин

Во все времена люди хотели быть обманутыми. Чем искуснее был обман, тем дороже он стоил. Сначала были театры: они погружали человека в мир вымышленных страстей придуманных персонажей. Тот же принцип, но более наглядно продемонстрировало нам «важнейшее из искусств» – кино. Фабрика грез зарабатывает безумные деньги с помощью талантливо нарисованных трехмерных актеров. Люди рады обманываться и хотят делать это чаще, и не только в специально отведенных для этого местах. Технологическая децентрализация коснулась не только компьютеров; она уже перекинулась и в большую индустрию развлечений. На смену традиционному синематографу пришли два ключевых явления: домашние кинотеатры и High Definition.

Домашний кинотеатрО домашних кинотеатрах написано немало. Им посвящены десятки журналов, сотни сайтов и сонм статей. От ассортимента аппаратуры для ДК ломятся прилавки виртуальных и аналоговых магазинов электроники. Казалось бы, тема не является больше terra incognita и для выбора кинотеатрального комплекта нужно только открыть соответствующий обзор и сопоставить его с планируемым бюджетом. Так просто? – спросите вы. Неужели за этим романтичным названием – «домашний кинотеатр!» – стоит обычный набор аппаратуры?

Здесь мы не будем говорить о конкретном оборудовании для домашнего кинотеатра. Нам интереснее разобраться в сути явления и задаться несколькими вопросами. Во-первых: нужен ли домашний кинотеатр вообще, и если нужен, то зачем и кому? Во-вторых, с какой стороны лучше подойти к ДК как явлению в нашей жизни? И в-третьих, куда приведет нас увлечение домашними театрами и что нас ждет в обозримом будущем?

Времена минувшие

История домашних кинотеатров более долгая, чем может показаться. Профессионалы часто называют их «домашними театрами», и недаром. Ибо бывают «домашние театры» и домашние театры. В прошлые века так называли театры с настоящими актерами, которые обеспеченные люди с завышенными требованиями к прекрасному учреждали в своих имениях или городских особняках.

Любительский театрВ XVII веке в России сложилась традиция создания любительских театров профессионального уровня. Образованные люди всегда тянулись к изящным искусствам. Жители городов могли посещать концерты или государственные и частные театры. Впрочем, подобные шоу не всегда удовлетворяли запросы публики: одних не устраивал исполнительский уровень, других – однообразие репертуара. Организация публичных мероприятий во все времена была делом недешевым («Давал три бала ежегодно и промотался наконец»). В удалении от больших городов культурных поводов для выхода в свет было еще меньше (воскресная церковная служба не в счет). Поэтому образованные и обеспеченные люди создавали свои театры и проводили домашние концерты.

Игра в театре считалась в XVII-XIX вв. делом «не барским», недостойным дворянина, поэтому исполнителями (актерами) там были чаще разночинцы или вовсе крепостные. Это предубеждение не касалось музыки: владение голосом или инструментом слыло занятием вполне благородным, так как не подразумевало элемента лицедейства на потеху публике.

Возникали домашние театры и концертные залы и в столице. К этому процессу подходили довольно обстоятельно.

Так, во второй половине XVIII века в Москве были популярны домашние концерты у княгини Н.М. Дашковой, на которых пела ее невестка Е.Р. Дашкова. В доме, где она жила, сейчас находится театр «Геликон-Опера». Позднее в этом здании княгиня Е.П. Глебова-Стрешнева для самых важных особ Москвы ежегодно давала четыре приема, которые также сопровождались выступлениями вокалистов и оркестра. В XIX веке княгиня Е.Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева построила в усадьбе Покровское-Стрешнево отдельное помещение для домашнего театра. Очевидцы писали, что «там находилась всего одна ложа, которую каждое воскресенье, когда давались представления, занимала сама княгиня, а партер заполняли окрестные дачники». В усадьбе Кусково графа Н.П. Шереметева в конце XVIII – начале XIX в. находился прославленный домашний крепостной театр. Точнее, зданий у театра было три: Зеленый, Малый и Большой дворцы. home_theatre (19)В Зеленом театре чаще проходили концерты, а знаменитая шереметевская театральная труппа выступала в Большом дворце. На его сцене играла и знаменитая Прасковья (Параша) Жемчугова. Через некоторое время Шереметев построил (фактически ради нее) новое здание театра в Останкинском дворце. На спектакли с ее участием приезжал даже император Павел I.

Владельцы домашних театров, как мы уже упоминали, были людьми крайне состоятельными (род Шереметевых считался в России самым богатым после Романовых), и во многом благодаря этому создаваемые ими театры составляли конкуренцию «профессиональным» заведениям. Для постановок привлекались лучшие российские и зарубежные режиссеры, а стоимость декораций к спектаклям иногда была сравнима с ценой на усадьбу средней руки.

Некоторые из государственных театров из-за подобной конкуренции даже разорились (как, например, антреприза Майкла Мэддокса – первая труппа Большого театра).

Итак, мораль такова. Для создания домашнего театра (кинотеатра, концертного зала, клуба) требуется несколько важных составляющих. И это не акустика «пять-точка-один» плюс плазменный экран. Технику можно сравнить с актерами; но без талантливого режиссера они не заиграют.

Для создания настоящего домашнего театра требуется неподдельная любовь к искусству, готовность вложить столько души и энтузиазма, сколько этого потребует процесс, и не забыть привлечь настоящих профессионалов (в современном случае – инженеров и аудио-, видеодизайнеров).

Наши дни

Помимо красивой идеи домашний театр – это еще и высокие технологии. Бывают не только домашние кинотеатры, но и домашние концертные залы и даже клубы.

Домашний кинотеатр представляет собой сочетание уютного помещения, достаточно большого и качественного экрана и качественного же масштабного звука. Если убрать любую из этих составляющих, домашнего кинотеатра не будет. Останется лишь комната с дорогой аппаратурой, не нашедшей себе достойного применения. home_theatre (6)Домашний концертный зал – это тот же домашний театр с выключенным экраном. Звуковая аппаратура класса hi-end в состоянии перенести слушателя в зал, где записывался тот или иной концерт, или, точнее, подобно джинну перенести концерт вместе с исполнителями в дом к своему «хозяину». Звуковая hi-end картина по ощущениям никак не привязана к источникам звука: в идеале слушатель не должен чувствовать, откуда исходит звук, но должен физически ощущать звуковую картину во всем ее объеме и поверить в ее реальность. Сами источники звука (колонки) не должны привлекать к себе внимание, но могут стать украшением интерьера. Эта идея иногда получает удивительные реализации. Например, аудиовизуальные дизайнеры могут построить «сад поющих камней», которые располагаются в помещении не только как объекты для созерцания, но и как скрытые источники звука.

Домашний клуб является решением довольно экзотическим. Людям, чьи квартиры позволяют организовать небольшой танцпол, иногда до смерти надоедают публичные заведения, и они решают создать для небольшого круга друзей собственный клуб. Оказывается, в этом нет ничего невозможного. Основой здесь является качественная звукоизоляция. После того как стены будущего клуба особенным образом подготавливаются, помещение оборудуется клубным светом, качественной мощной акустикой и диджейской стойкой. Разумеется, подобное решение подразумевает революционную переделку квартиры, но оно того заслуживает. Как и любое серьезное намерение.

home_theatre (13)Его Величество Домашний Театр

Итак, уже понятно, что домашний театр – нечто большее, чем полутораметровый телевизор. С помощью высоких технологий он создает некую магию, эффект погружения и сопричастия. Но грань между магией и ее отсутствием пока слишком тонка! Стоит изменить что-то в ингредиентах – и волшебная сила искусства пропадет. Для того чтобы труднее было нарушить гармонию воспроизведения кино или музыки, компоненты театра должны быть более качественными, более впечатляющими и более интеллектуальными – вплоть до самонастраиваемости. Другими словами, мы переходим к самому интересному: переднему фронту технологий.

Война

А на этом фронте воюют между собой, умирают и рождаются технологии High Definition, то есть высокой четкости (точности, плотности). Во-первых, идет война носителей. Два противоборствующих клана – это разработчики и приверженцы форматов Blu-ray и HD DVD; каждый из них именует себя «следующим поколением DVD».

Баталии

Периодически происходит громкий переход какой-либо компании из одного клана в другой. Так, недавно о поддержке HD DVD заявила HP. Формальной причиной перехода в лагерь противника стало нежелание Blu-ray Disc Association внедрить в формат Blu-ray две технологии HP – Mandatory Managed Copy (это метод легального копирования дисков) и iHD (технология, придающая дискам большую по сравнению с DVD интерактивность).

home_theatre (2)Объединение HD DVD с радостью приняло в свои ряды HP вместе с ее идеями. Впрочем, HP не отказалась и от участия в Blu-ray Disc Association, высказавшись в том ключе, что «чего хочет пользователь, того хочет HP». О поддержке обоих форматов также заявили некоторые голливудские студии. Действительно, ведь совершенно очевидно, чем закончится эта «война»: индустрия развлечений и производители аппаратуры купят лицензии у обеих группировок и выпустят универсальные проигрыватели и пишущие приводы. Так случилось и с форматами DVD-«плюс» и DVD-«минус», которые воевали в свое время не менее публично и яростно.

Диспозиция

Но перейдем от носителей к содержимому. Очевидно, что увеличение объема дисков создается не ради компиляций «200 фильмов на одном диске» (хотя, разумеется, пираты обязательно выпустят и такие сборники). Речь идет о качестве. Максимальное разрешение европейских форматов PAL и SECAM, с которыми работает большинство телевизоров и в России, составляет 768x576 точек при частоте 25 кадров в секунду. Американо-японский формат NTSC поддерживает до 768x486 пикселей при частоте 29,97 кадра в секунду (точная цифра – дробь 30000/1001). Так или иначе, качество картинки у этих систем сравнимое.

home_theatre (12)К частоте обновления экрана часто приписывают буквы i или p. Это означает interlaced (чересстрочное) или progressive (прогрессивное) обновление экрана. «Прогрессивный» режим подразумевает смену всей картинки как в кино, где нам показывают 24 полноценных кадра каждую секунду. Interlaced означает, что за одно обновление экрана меняются, к примеру, только четные строчки, а за следующее – только нечетные, то есть происходит смена «полукадров». Это вдвое снижает объем передаваемых данных, но при этом ухудшает качество картинки, что особенно заметно на динамичных сценах, где возникают «артефакты движения».

С переходом телевидения от аналогового вещания к цифровому (DTV, Digital Television) были разработаны форматы «телевидения высокой четкости» (ТВЧ, или HDTV – High-Definition Television). HD-кодирование изначально подразумевает соотношение сторон 16x9, формат 4x3 остался в прошлом. Два основных стандарта изображения HDTV – это 1920x1080 interlaced (сокращенно называется 1080i, стандарты именуют по количеству строк) и 1280x720 progressive (720p) при частоте до 60 полных (прогрессивных) кадров в секунду.

Прогрессивная передача данных хороша всем, кроме объема передаваемых данных: 60 полноценных кадров в секунду – это очень много. Для экономии трафика приходится или снижать частоту до 30 Гц, или передавать 60 interlaced-«полукадров». Разумеется, при просмотре фильмов из локального HD-источника (например, HD DVD-проигрывателя) экономить не приходится. Впрочем, мировая медиа-индустрия вовсю готовится к HD-вещанию, ведь продажа «видео-по-запросу» и подписка на платные спутниковые или кабельные HDTV-каналы обещает стать самым прибыльным бизнесом тысячелетия.

Геополитика

Рынок тем временем уже сложился. Например, три четверти американцев уже сейчас предпочитают смотреть кино в домашней обстановке, а оставшаяся четверть, скорее всего, просто еще не знакома с возможностями домашних театров. Представители как Bluray, так и HD DVD уже начали коммерческий выпуск фильмов. Правда, ассортимент их пока исчисляется единицами, но уже в 2006 году студии обещают выпустить несколько сотен фильмов на каждом носителе.

home_theatre (1)Отдельный путь развития стандарта DVD выбрал Китай. В 1999 году инженеры Поднебесной начали работу над стандартом EVD, который, впрочем, до сих пор не получил коммерческого распространения. Ходят слухи о возможном слиянии EVD с похожим тайваньским форматом FVD. Тем временем уже в 2005 году Китай анонсировал технологию HD-кодирования под названием AVS, которая совместима с HD DVD, но в то же время является собственной разработкой Китая и не подразумевает лицензионных отчислений консорциумам HD DVD и Blu-ray. Из-за этого цена технологии может оказаться рекордно низкой; AVS рискует составить конкуренцию двум существующим форматам высокого разрешения и оказаться технологической «бомбой».

Блицкриг?

home_theatre (10)Разумеется, молниеносного перехода на HDTV не получится. Телевизоры этого формата пока еще очень дороги, и «демократизации» цен на них в ближайший год не предвидится. Тем не менее маркетологи (наша любимая тема!) придумали удивительный термин HDTV Ready. Такие наклейки можно встретить на аппаратуре двух типов. Первый – это настоящие HDTV-экраны, но без встроенного тюнера. В принципе такой ход можно считать оправданным и даже удобным для пользователя, который может выбрать тот тюнер, или, строго говоря, источник HD-картинки, который сочтет нужным – это может быть и декодер спутникового сигнала, и компьютер, и HD-проигрыватель.

Второй тип телевизоров, «готовых к HDTV», готов к нему очень своеобразно. Это обычные телевизоры, или экраны PAL/SECAM или NTSC, которые умеют воспроизводить HDTV-каналы. Разумеется, получив HD-сигнал, они преобразуют его в «родной» формат, понизив качество картинки до обычного. Поэтому при покупке плазменной панели, готовой к приему телевидения высокой четкости, стоит непременно заглянуть в ее спецификации и убедиться, что прибор готов показывать HDTV, а не ухудшать его до качества, сравнимого со стандартом PAL. Ведь подписка на спутниковые каналы высокой четкости и проигрыватели дисков нового поколения, во-первых, стоят ощутимых денег, а во-вторых, не имеют смысла, если смотреть их на обычном телевизоре.

HD в России

И все же High Definition – не самое далекое будущее. Да, это утверждение верно, и даже для нашей страны, и даже не только для столицы. Дело в том, что Россия официально решила перейти на цифровой формат телевидения к 2015 году. Об этом официальными лицами было сделано несколько заявлений, разработаны государственные программы. Однако в конце 2005 года дирекция российской телевизионной и радиовещательной сети заявила, что передумала и внедрит телевидение европейского формата DBV-T уже к 2009 году. Для этого на 8000 телебашен по всей стране заменят 15 000 передатчиков.

home_theatre (15)В результате перехода на цифровой формат количество телеканалов должно вырасти до нескольких сотен, причем среди них будут как бесплатные государственные, так и частные каналы, доступ к которым будет осуществляться по подписке. Каждый телезритель (так и хочется сказать «пользователь телевизора») сможет сам осуществить набор каналов.

Для приема цифрового телевидения обычным телевизором к нему понадобится поставить декодер. Всего в России их потребуется около 80 миллионов. Себестоимость декодера около 30 долларов. Но, ходят слухи, что продавать их будут за $300 (в Японии, например розничная стоимость HDTV-декодера составляет $250). С его помощью можно будет пользоваться также интернетом (и тут есть два побочных эффекта: во-первых, похоже, в России появится централизованный провайдер-монополист, во-вторых, технически к широкополосному интернету подключится вся страна. Но осмыслим это в другой статье).

Таким образом, в самое ближайшее время в стране будут созданы все условия для вещания HDTV, а также для создания коммерческих сервисов «видео-по-запросу».

Комментарий специалиста:

Андрей Подчуфаров, инсталляционная компания «Дизайн Звука»
Пока очень сложно говорить о внедрении HDTV эфирного телевидения в России. В настоящее время телеканалы, которые арендуют Останкинскую телебашню, не обладают необходимой аппаратурой для вещания в HD формате. Но даже если бы и обладали, понадобилось бы еще как минимум 4-6 Останкинских телебашен, чтобы HDTV-телесигнал уверенно принимался во всех районах Москвы (структура застройки Москвы препятствует прохождению качественного сигнала).
Другая проблема, препятствующая быстрому распространению HDTV в нашей стране, — слабое техническое оснащение большей части населения (70% телевизоров — старые аналоговые модели). Сейчас для подключению к HDTV мне видится только одна реальная возможность: прием спутникового сигнала с европейского спутника, при условии, что вы хорошо понимаете по-английски.
Однако покупать HD-видеотехнику советую. Особенно если вы хорошо понимаете, зачем это вам нужно и свято верите в то, что ваш новый ЖК-телевизор или проектор доживет до «Светлого Высокочеткого Будущего».

Эпилог

High Definition и широкополосный доступ в интеренет подкрались так близко, что становится страшно. Новостные ленты пестрят сообщениями о первой персональной HD-видеокамере на флэш-накопителях, о первом карманном High Definition-телевизоре, о мультимедийных платформах от Intel, AMD и Apple, о HDTV- медиацентрах, о 80-дюймовых (двухметровых) плазменных панелях и о грядущем формате Ultra High Definition TV, который поддерживает разрешение 7680x4320 точек.

home_theatre (7)В компьютерной технике скорость процессора и объем памяти поочередно играют роль «технологического потолка». Иногда памяти для выполнения задачи бывает достаточно, и тогда все упирается в процессор, а иногда процессор настолько быстр, что процессам оказывается тесно в предоставленном им объеме оперативной памяти.

Нам кажется, что аудиовизуальные технологии вот-вот перейдут тот рубеж, когда потолком станет не техника, а человеческий фактор. И тогда дело будет за творцами. Ужасно интересно, что они смогут сделать, владея такими инструментами, которые способны воплотить любой замысел. И очень хочется найти среди них гениев. Нет, правда.



<< Предыдущая В начало рубрики



Конкурсы

Реклама