Бизнес-возможности в виртуальных 3D-мирах |
3D-миры в Интернете создаются не только из любви к искусству трехмерного моделирования. Владельцы виртуальных Вселенных — люди вполне деловые, они рассчитывают приумножить свои инвестиции и при этом исповедуют принцип «живи и давай жить другим». Иными словами, их бизнес допускает и стимулирует развитие новых бизнес-моделей, которые позволяют рядовым юзерам и сторонним компаниям отхватить свой кусочек виртуального пирога в виде реальных денежных знаков.
Откуда в виртуальных мирах берутся деньги?
3D-мир технически представляет собой программный продукт, расположенный на серверах компании-владельца. Соответственно, вся виртуальная территория принадлежит этой компании. Если находится претендент на «колхозный пай» виртуальной земли, он, как и в реальной жизни, может взять ее в аренду. На этом принципе построены практически все 3D-миры, в том числе и Second Life. Это основной источник доходов, который, по сути, заключается в предоставлении услуг хостинга.
Вторым источником дохода для владельцев 3D-миров является продажа дополнительных услуг, и в первую очередь премиум-аккаунтов, которые расширяют возможности пользователя в виртуальном мире. Например, в том же Second Life для того, чтобы получить возможность покупать землю, различные аксессуары для украшения дома или аватара, шары со скриптами анимации аватара и многое другое, нужно заплатить за премиум-аккаунт.
В некоторых мирах предусмотрена плата за аренду территории для проведения разнообразных мероприятий, концертов, размещение объектов на арендованной территории. В ActiveWorlds за отдельную плату можно приобрести собственный закрытый мир, куда никогда не зайдет посторонний.
Виртуальные империи приносят неплохой доход своим создателям. Так, ежедневный (!) оборот виртуальной экономики Second Life составляет около $1,5 млн.
3D миры для бизнеса
Для предприимчивых граждан в 3D-мирах открываются широкие возможности проявить свои деловые качества. Крупному бизнесу они интересны, прежде всего, как рекламные площадки реальных фирм и товаров. Кроме того, в виртуальном мире можно протестировать какие-то бизнес-решение, выявить скрытые ошибки и уже в реальной жизни избежать больших финансовых потерь. Кроме того, здесь можно найти как потребителей своей продукции, так и партнеров из других стран.
Мода на трехмерные миры подстегнула развитие мини-отрасли — специализированные разработчики предлагают эксклюзивные виртуальные миры под нужды заказчика. В коммерческих, образовательных и развлекательных целях 3D-миры создают Icarus Studios (www.icarusstudios.com), Forterra Systems (http://forterrainc.com), ProtonMedia (http://protonmedia.com) и другие. Множество компаний предлагают создание представительств в существующих 3D-мирах — например, The Electric Sheep Company (http://electricsheepcompany.com) и MetaVersatility (http://metaversatility.com).
Несколько раз в год проводится конференция по виртуальным мирам Virtual Worlds Conference (www.engageexpo.com), на которой представители разработчиков и бизнес-структур обсуждают перспективы развития и применения трехмерных миров.
Заработать может каждый?
Для некоторых пользователей возможность заработать реальные деньги в 3D-мире является серьезным аргументом в пользу того, чтобы сделать первые виртуальные шаги. Интернет полон историй о больших успехах в отдельно взятых 3D-вселенных. Особенно в Second Life. Рассказывают о китаянке Аньше Чун (реальное имя Айлин Греф), заработавшей миллион долларов, и других счастливчиках, которым удается продавать острова виртуального мира за пятизначные цифры.
«Внутри Second Life любой житель может открыть свое дело и добиться, чтобы оно приносило прибыль, — рассказывает главный редактор сайта Second Russia (http://secondrussia.ru) Ирина Агеева — Конечно, как и в реальной жизни, успех сопутствует не всем. До недавнего времени самым прибыльным бизнесом была купля-продажа земли в Second Life. Я хорошо знакома с одним из торговцев. В игре его зовут Umnik Hax. Свой бизнес он начинал с покупки всего лишь 16 квадратных метров земли. Но со временем, благодаря продуманной тактике продаж, без привлечения дополнительных средств в игру, он смог расширить свои владения до нескольких десятков тысяч квадратных метров. Другой пример — это открытие магазинов. В Second Life большой популярностью пользуются всевозможные магазины, продающие одежду, обувь, прически, различные текстуры, мебель и предметы интерьера».
Ирина Агеева сама поселилась в Second Life в ноябре 2006 года и является хозяйкой сети мебельных магазинов «Ivushka». «Вся продаваемая мебель сделана мной и моими друзьями», — говорит она, утверждая, что качество продукта ценится в виртуальных мирах. «Еще один мой знакомый, талантливый программист Zuba Zenovka, открыл достаточно успешный магазин «Particle Studio», где можно увидеть и купить различные спецэффекты: дождь, грозу и молнии, снег или фонтан из сердечек», — говорит Ирина.
Впрочем, многие пользователи считают информацию о заработанных с помощью Second Life миллионах, не более чем продуманной PR-кампанией со стороны Linden Lab, которая привлекает во «вторую жизнь» новых жителей. С этим согласна и Анна Медведева, редактор MMOGame (http://mmogame.ru): «Судя по данным статистики Linden Lab, можно прийти к выводу, что в Second Life маловероятны большие прибыли. Причиной этого служит курс виртуальной валюты по отношению к реальной, а также правила пользовательского соглашения, которые гласят, что весь контент, который вы создаете в мире Second Life, принадлежит компании Linden Lab, и она в любой момент имеет право распорядиться им по своему усмотрению».
Большинство экспертов считают, что для крупных компаний, инвестирующих в Second Life сотни тысяч долларов, основной интерес в виртуальном мире — маркетинговый. Уже хрестоматийной стала акция Toyota, когда трехмерные копии машин продавались в Second Life по бросовой цене, чтобы привлечь пользователей к реальным автомобилям марки.
В последнее время ряд аналитиков заговорили о пессимистических тенденциях в Second Life. Из многомиллионной армии зарегистрированных пользователей, активных резидентов 3D-мира всего около 600 тысяч. Этого, безусловно, недостаточно для оправдания высоких маркетинговых бюджетов крупных компаний, открывающих в Second Life свои представительства. Пока Second Life остается модным, инвестиции будут, но для сохранения тренда Linden Lab необходимо развиваться дальше.
Помимо Second Life технологии трехмерного моделирования смогут стать хорошим подспорьем в рекламных или презентационных целях. Примером тому может служить сайт Dubai 3D Browser (http://dubai3d.net) — виртуальный город Дубаи, создатели которого зарабатывают, размещая на его улицах вывески и офисы реальных компаний.
Копейка рубль бережет
Большинство простых пользователей, как и в реальной жизни, не озабочены созданием бизнеса, а пытаются заработать небольшие деньги, затрачивая минимум усилий. В Second Life для привлечения рекламодателей и виртуальных бизнесменов на собственные территории, владельцы недвижимости пытаются удержать простых пользователей мелким подкупом. Например, предлагают потанцевать или просто посидеть на скамейке в течение часа за два-три линден-доллара. Можно устроиться на работу — подметать улицы, рисовать картины, строить дома и т.п. Многие из тех, кто хорошо зарабатывает в трехмерных мирах, моделируют здания, магазины, мебель, предметы гардероба. Продукция специалистов пользуется спросом.
Полученные деньги можно потратить на аватара (купить новое лицо) или на автомобиль, сходить в кино или платный музей. Можно и просто обменять их на Webmoney — для этого существуют специальные обменники. Впрочем, данные статистики Linden Lab свидетельствуют о том, что всего лишь 10% активных пользователей Second Life периодически тратят деньги.
Трехмерный мир — хорошая возможность попробовать себя в новой сфере, например, в бизнесе. Однако не стоит забывать, что ваш аватар и вы — это все-таки не совсем разные личности. В виртуальном мире вы можете надеть маску, сконструировать образ, но качества характера, которые нужны для организации успешного дела, вы вряд ли приобретете даже за деньги.
<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>