пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама


  Техника/Техноистории

Кто предупрежден...

Система передачи данных RDSКто из вас хоть раз в жизни не оказывался в автомобильной пробке в самый неподходящий момент и не жалел о том, что не поехал другой дорогой?

Система передачи данных RDS 30.06.2008
16:50
Юрий Семикин

 

Но вы же не знали о заторе, а предупредить было некому.

 

С конца 70-х годов идея помощи водителям в подобных ситуациях начала воплощаться в жизнь сначала в Германии, а затем и в других странах Западной Европы. Регулярная передача сообщений о дорожной обстановке сетью FM-радиостанций – это как раз то что нужно, ведь слушают радиоприемник во время поездки почти все. Но как предупредить слушателя о том, что конкретная радиостанция сейчас передает необходимую ему информацию, причем сделать это с помощью специального управляющего сигнала (ведь водитель в данный момент может слушать вовсе не радио, а магнитофонную запись или компакт-диск)?

 

Radio_towerБолее пятнадцати лет назад Европейский Союз радиовещателей (EBU) принял рекомендацию о системе передачи данных (RDS) радиовещательными станциями, работающими в диапазоне FM (87,5-108 МГц), что предусматривало предоставление слушателям целого ряда новых услуг. Во-первых, стало возможным оперативное получение водителем информации о заторах и пробках на крупных автодорогах, а также о различных путях объезда, метеоусловиях и т.д. Во-вторых, обеспечивалась передача названия принимаемой станции и информации о характере вещания. Предполагалось, что радиоприемник должен реагировать на сопровождающие эти сообщения управляющие сигналы автоматически, чтобы не отвлекать водителя. В рекомендации предусмотрены пять основных режимов, которые могут использоваться как отдельно, так и совместно, дополняя друг друга. Код «Идентификация программ» (PI) позволяет приемнику распознавать страну или область, в которой ведется радиовещание, и самостоятельно идентифицировать программу. Этот код обычно не отображается на индикаторе, а используется совместно со следующим кодом – «Альтернативные частоты» (AF).

 

Список альтернативных частот, имеющих один и тот же код PI, запоминается в декодере RDS и, когда автомобиль оказывается в зоне работы двух или более радиостанций, ведущих трансляцию одной и той же программы, автоматически выбирается та частота, на которой в данном районе обеспечивается наилучший прием. При приеме кода «Служебное название программы» (PS), содержащего текст максимум из десяти знаков (букв или цифр), на дисплее отображается название станции или заменяющая его аббревиатура.

 

При использовании спутниковой связи эффективность RDS будет возрастать, и это даст радиослушателю еще два кода – «Программа дорожных сообщений» и «Сообщение о дорожном движении» (TP/TA), которые, дополняя друг друга, связаны с передачей дорожной информации. TrafficКодовое сообщение TP означает, что данная радиостанция регулярно информирует слушателей о дорожном движении, а TA обеспечивает автоматическое включение сообщений об обстановке на трассе, даже если вы в этот момент слушаете музыку с кассеты или компакт-диска. Кроме того, коды TP/TA могут использоваться для автоматического поиска станций, передающих сообщения о движении на дорогах. При указании одного из кодов приемник сам находит нужную радиостанцию.

 

В сложных моделях код можно выбирать, а в простых используется какой-нибудь один. Чаще всего это программы новостей, и соответствующая кнопка так и называется – RDS/NEWS. В ряде стран подобные услуги начали предоставляться с 1995 года. В последних моделях автомагнитол широко используется код «Расширение на другие сети» (EON). В этом случае ваш приемник, даже если он не настроен на частоту радиостанции, передающей сообщения с кодом, мгновенно автоматически переключится на другую сеть радиостанций (одну из восьми), оповещающую автолюбителей об обстановке на дорогах.

 

Кодовый сигнал «Точное время» (CT) позволяет отображать дату и время с автоматической коррекцией в зависимости от местоположения – по часовому поясу или летнему/зимнему времени. Это единственная из дополнительных функций, которая начала предоставляться одновременно с основными. Производители автомобильной аппаратуры не полностью реализовали в своих моделях возможности системы по очень простой причине: радиовещатели используют далеко не все коды. Наиболее распространены все основные TP/TA, AF совместно с PI и PS, несколько дополнительных – PTY, CT, RT, и, конечно, EON. Но жизнь не стоит на месте, и уже предлагаются варианты усовершенствования. Например, в моделях автомагнитол фирмы Blaupunkt для расширения возможностей режима EON применяется цифровое запоминающее устройство для записи речи, продолжающее работать еще в течение трех часов после выключения магнитолы.

 Traffic_light

Включив магнитолу вновь после своего отсутствия и нажав на «фирменную» голубую кнопку с надписью TIM, вы сможете прослушать последнее (из переданных за эти три часа) сообщение. Более того, вы получите возможность запрограммировать магнитолу на любые три часа работы в этом режиме в течение суток и сев утром за руль, чтобы ехать на работу, услышите самые «свежие» сообщения об обстановке на дороге, так как TIM сам находит последнюю информацию. Возможность приема сигналов RDS широко внедряется и в стационарную аппаратуру. Сегодня все ресиверы, мини- и микросистемы, предназначенные для европейского рынка, оборудованы тюнерами, поддерживающими прием кодов RDS. Функциями приема сигнала по системе RDS оснащена не только современная автомобильная и стационарная аппаратура, но даже переносные радиоприемники и магнитолы, правда, в этом варианте реализуется прием не всех кодов, а только самых необходимых – PS и PI/AF.



<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>



Конкурсы

Реклама