октябрь 2024 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Три слона портативного аудио. Слон первый - аудио-контент |
Мир портативного аудио, как любой уважающий себя мир, держится на определенном количестве «слонов». В данном случае число «слонов» классическое – три: аудио-контент, плеер и наушники. Давайте присмотримся к каждому из них повнимательнее.
Первый слон, на котором стоит аудиомир, - это, конечно же, записи. А еще лучше – качественные записи. Откуда же они берутся?
Основным источником качественного аудиоконтента являются оцифрованные копии треков с аудио-CD, записанных в студийных условиях. Еще один крупный источник - записи с концертов, сделанные с линейного выхода звукозаписывающей концертной аппаратуры. Нередко можно встретить записи, оцифрованные с аналоговых источников (например, с виниловых дисков). Так как границы качества звука каждый устанавливает для себя самостоятельно, приведем характеристики основных аудиоформатов, наиболее распространенных в мире портативного аудио.
WAV (WAVE)
WAV - формат аудиофайла для хранения оцифрованного аудиопотока. Чаще всего его используют для несжатого звука (PCM). Формат WAV – наиболее «легкий» для воспроизведения портативными устройствами, так как не требует распаковки и сложного раскодирования. С виду – просто звуковой рай! Так бы оно и было, если бы не огромный размер получаемого «на выходе» файла.
Стандарт аудио-CD подразумевает оцифровку звукового потока с частотой 44 100 Гц. Так как CD работает со стерео, сигнал запоминается для левого (L) и правого (R) канала параллельно. Для каждого замера используются шестнадцатибитовые числа. Обычный WAV-файл - это поток информации, представленный массивом R, L, R, L…. Поэтому нетрудно посчитать, что одна секунда несжатого звучания занимает (16+16) * 44 100 = 1 411 200 бит или 176 400 байт. То есть, прежде чем оцифровать полноценный 74-минутный CD-диск целиком, приготовьтесь пожертвовать ради искусства 784 Мб дискового пространства.
Большой объем выходного WAV-файла накладывает существенные ограничения на его использование в портативных аудиоплеерах, а также осложняет передачу и обмен композициями. И даже несмотря на то, что подавляющее большинство плееров давно и запросто воспроизводит формат WAV, в мире портативного звука в качестве одного из основных форматов он так и не прижился. Однако, являясь «эталоном» для остальных форматов, он все же сыграл свою роль. Да и сейчас играет: по сути, в какой бы формат не конвертировались треки с CD-диска, конвертер сначала получает данные в виде цифрового представления аудиопотока (по сути, наш «знакомец» WAV), после чего над ним производятся дальнейшие манипуляции.
Логично предположить, что такая ситуация долго продолжаться не могла, и со временем начали появляться всякие изощренные алгоритмы для уменьшения размера выходного файла.
Разработка алгоритмов сжатия звукового потока пошла по двум путям. Первый путь - сжатие с потерями (lossy), при котором основной целью ставится значительное уменьшение размера получаемого на выходе аудиофайла. Зачастую такой результат достигается путем снижения точности некоторых частей звукового потока.
Второй путь - сжатие без потерь (lossless). В данном случае упор делается на снижение размера файла при сохранении точности звукового потока. В результате получаемый на выходе файл «весит» не так мало, как lossy-файл, но зато он полноценно подвергается обратной операции – раскодированию, при котором «один в один» восстанавливается исходный аудиоматериал.
Сжатие с потерями или Хищникам не докладывают мяса!
MP3
Формат MP3 – пожалуй, самый распространенный в мире цифровой формат хранения и передачи аудиофайлов. Несмотря на то, что уменьшение объема музыкальных композиций при сжатии происходит в том числе за счет удаления части звуковой информации (отсекаются самые верхние и нижние частоты, не воспринимаемые ушами большинства людей, и как бы «склеиваются» сходные по характеру звуки), слушатели отмечают, что звучание полученного материала (естественно, при высоком битрейте - свыше 196 Кбит/с) довольно близко к оригинальному звучанию аудио-CD.
Напомним, что алгоритм кодирования MP3 был разработан для оценочной передачи музыкальных произведений. Но из-за небольшого размера получаемых файлов формат быстро завоевал популярность и стал широко использоваться для обмена музыкальными композициями в интернете.
Формат MP3 может проигрываться на любом современном портативном аудиоплеере.
Ogg Vorbis
Молодой, но очень «амбициозный» формат, пришедший на смену MP3. Является вторым по распространенности форматом кодирования звука с потерями, более качественным и функциональным, чем признанный лидер - MP3. Со временем мог бы полностью сменить своего предшественника, однако при его разработке не учли особенностей человеческой психики: в большинстве своем требовательные к качеству звука пользователи являются перфекционистами и максималистами. То есть, когда качество MP3 перестает их удовлетворять (или не удовлетворило изначально), они не станут «прокачиваться» постепенно. Скорее всего, они перейдут на один из звуковых lossless-форматов, то есть сжатых без потерь.
AAC
Третий по распространенности формат аудиофайлов с меньшей (чем у MP3) потерей качества при кодировании при приблизительно одинаковых размерах. В портативном мире распространился исключительно усилиями компании Apple Inc., избравшей этот формат в качестве основного для своих портативных аудиоплееров.
Как бы качественно не был сжат звуковой поток, ощущение того, что нас в чем-то обделяют, способно перевести пользователя из разряда «что-то там в ушах играет» в разряд «мне не все равно, что у меня в ушах звучит». Как ни странно, подобная переоценка ценностей происходит вне зависимости от пристрастия к какому-либо музыкальному жанру. И именно для таких людей существуют форматы звуковых данных, сжатые без потерь.
Сжатие без потерь или Я - меломан!
Если переводить буквально, то почетным званием «меломан» (греч. melodia – мелодия, музыка, песня, напев и mania – влечение, страсть) можно наградить любого любителя музыки. В наши дни меломанами принято называть не только страстных фанатов музыки, не желающих расставаться с ней ни на минуту, но и людей, трепетно относящихся к качеству записей или к полноценности собственных музыкальных коллекций. Хотя для первого типа людей придумано более специализированное, но не менее почетное звание «аудиофил» (от лат. audio – слушаю и греч. philia – любовь, склонность), а для второго - «филофонист» (от греч. phileo - люблю и phone - звук), слово «меломан» по звучанию оказалось более мелодичным и комфортным для произношения, поэтому легко прижилось и повсеместно распространилось.
Именно для меломанов, то есть людей, требовательных к качеству записей, и были созданы форматы сжатия аудио без потерь, во все времена пригодные для хранения, обмена и воспроизведения. Первоначально эти форматы использовались преимущественно для проигрывания с помощью персонального компьютера, однако многие прогрессивные производители (такие как Cowon, Divox, iRiver, Philips, Oumo, Ritmix, Samsung) уже давно и активно включают их поддержку в свои портативные плееры.
APE (Monkey’s Audio)
Популярный формат кодирования цифрового звука без потерь. В компьютерном мире чаще всего используется для создания точных сжатых копий дисков аудио-CD. После сжатия поучается два файла: файл образа аудио-данных (.ape) и файл с метками (.cue), содержащий данные о названиях треков и смещении каждого относительно начала диска в секундах. То есть в файле .ape находится вся музыка с музыкального диска единым потоком, а файл .cue содержит информацию о перерывах между композициями и о длительности каждого трека.
В портативном мире из-за особенностей лицензирования APE распространен не очень сильно, однако ситуация начинает понемногу исправляться.
FLAC
На сегодняшний день – один из самых популярных аудиокодеков для сжатия аудио. В отличие от кодеков с потерями, FLAC не удаляет никакой информации из аудиопотока и подходит как для прослушивания музыки на высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуре, в том числе и портативной, так и для архивирования аудиоколлекции.
В отличие от APE формат FLAC чаще всего применяется для потрекового сжатия аудио-данных с CD, но возможно и создание образа всего диска единым потоком. Треки в формате FLAC занимают 40-60% от объема оригинальной композиции в формате WAV.
Благодаря тому, что кодек распространяется свободно и не требует лицензирования, FLAC’у на роду написано стать одним из самых распространенных в портативном мире форматов музыкальных композиций, сжатых без потерь качества. Храните треки в сберегательном FLAC’е!
ALAC (Apple Lossless)
ALAC – это родственный формату FLAC аудиокодек для сжатия цифровой музыки без потерь данных, разработанный Apple Inc. Подобно другим lossless-форматам, сжатые в формат ALAC файлы занимают 40-60% от объема оригинала, но при этом скорость, с которой он может быть декодирован, делает его полезным для устройств с ограниченной производительностью, таких как iPod, исключительно в котором на данный момент и применяется.
Давай пожмем друг другу… диски!
Итак, из всего многообразия мы выбрали и кратко рассмотрели наиболее популярные цифровые аудио-форматы. Но, как известно, теория без практики мертва, поэтому для сравнения степени сжатия разными кодеками мы провели небольшой показательный эксперимент, в котором выбранный произвольно аудио-CD был оцифрован в форматы WAV, MP3, Ogg Vorbis и FLAC на одном и том же компьютере. Для кодирования использовалась программа foobar2000, сборка The Legend 1.2.1 от Russell777, изначально умеющая работать со многими приведенными выше форматами. И вот что у нас получилось:
WAV (1411 kbps) - 795 Мб (100%)
FLAC (level 5) - 318 Мб (40%)
MP3 (190 kbps) - 103 Мб (13%)
Ogg Vorbis (160 kbps, q5.0) - 84 Мб (11%)
Результаты здесь говорят сами за себя и, как нам кажется, в дополнительных комментариях не нуждаются. Однако от себя лично хочу добавить следующее – в чем слушать и хранить свою музыкальную коллекцию каждый должен решить для себя сам, ведь тут все зависит от целей и степени требовательности слуха. Если цель - ознакомительное прослушивание или жесткая экономия места на носителе, то лучше Ogg Vorbis или MP3 не найти. Если же ваш портативный плеер способен воспроизводить форматы без потери качества, а слух требователен к качеству звука, присмотритесь к формату FLAC как к самому беспроблемному и удобному.
<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>