декабрь 2024 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Цифровая альтернатива пленочным зеркалкамЭнтузиасты — особый подвид фотографов. Движимые жаждой оригинальных снимков, они запечатлевают каждый закоулок в местном парке и делают «портфолио» всем знакомым девушкам. Их манят собаки, кошки, цветы, насекомые, уличные фонари, стройплощадки и... стеллажи с фотокамерами. Зеркальными, конечно |
Все время засматриваясь на самые передовые зеркальные модели, но будучи стесненными в средствах, энтузиасты отдавали предпочтение камерам пусть не самым продвинутым, однако обладающим необходимым арсеналом возможностей для воплощения творческого замысла. Во времена пленки это были Nikon F80, Canon EOS 30 и другие фотоаппараты того же класса.
Теперь ситуация изменилась. Бурное развитие технологий привело к лавинообразному падению цен сначала на компактные цифровые фотоаппараты, а затем и на зеркальные. Цена цифровой «тушки» начального уровня сопоставима с ценой зум-объектива среднего класса или очень хорошего «фикса». Фотографы, уже имеющие солидный парк «стекол», без особого напряжения для бюджета могут позволить себе вполне приличную цифровую камеру. Начинающие имеют возможность приобрести «кит» — набор, состоящий из корпуса камеры и дешевого универсального объектива, — по не слишком высокой цене. Жесткая конкуренция среди производителей способствует дальнейшему снижению цен. Выход на этот сегмент рынка новых игроков — компаний Panasonic, Samsung и Sony — еще сильнее укрепляет позиции покупателя.
Преимущества зеркалки перед компактом
Даже самая простая зеркалка даст сто очков вперед любому компактному аппарату. Каковы же ее преимущества?
Сменная оптика
Не считая экзотических дальномерных камер (например, когда-то выпускавшихся Epson R-D1 и R-D1s), все цифровые фотокамеры, кроме зеркальных, оснащаются оптикой, встроенной в корпус. Фильтры и насадки, расширяющие диапазон фокусных расстояний, не в счет.
Размер матрицы
Компакты даже самого высокого уровня (на сегодняшний день — за исключением Sony Cyber-shot DSC-R1, Sigma DP1 и Sigma DP2) имеют матрицу весьма небольшого физического размера, что негативно сказывается на уровне шума (или детализации изображения), а также не всегда позволяет воплотить в жизнь творческий замысел фотографа.
«Скорострельность»
Скорость работы зеркалок, как правило, намного выше, чем у компактов, а значит, их удобнее применять для съемки быстротечных событий, когда счет идет на доли секунды. Компактные камеры в подавляющем большинстве случаев используют для фокусировки сигнал, снимаемый с основной матрицы. Зеркалки имеют специализированные фокусировочные сенсоры, которые справляются с этой задачей намного быстрее. Даже самые простые любительские зеркалки делают три кадра в секунду. Компактам такие характеристики пока совершенно недоступны.
Возможности апгрейда
Проходит совсем немного времени после покупки цифровой зеркалки, и камера начинает обрастать всевозможными дополнительными устройствами. Штатив (иногда и не один), тросик, пульт дистанционного управления, всевозможные фильтры, батарейная ручка, дополнительные аккумуляторы, карты памяти и мобильные винчестеры, средства для чистки оптики, сумки и кофры, внешняя вспышка, студийный свет...
Имидж-фактор
Относительно большой размер аппарата и его солидная внешность позволяют обладателю этого сокровища почувствовать себя «настоящим» фотографом.
Цифровые зеркалки: ценовой диапазон
Любительские фотокамеры
Именно так называются аппараты нижнего ценового диапазона. Они обеспечивают разумный минимум функциональности и характеризуются средней скоростью работы, однако, подобно своим старшим «братьям», выдают картинку великолепного качества. Именно к этим машинкам в первую очередь присматриваются энтузиасты от фотографии, не имеющие толстого кошелька и не получающие дохода от своего увлечения.
Полупрофессиональные зеркалки
Находятся на ценовой лестнице ступенькой выше, работают обычно несколько шустрее, имеют расширенный набор функций и более удобное управление.
Профессиональные аппараты
Обеспечивают бескомпромиссное качество картинки, наивысшую скорость работы и имеют наилучшую эргономику. Кроме того, они обычно неплохо защищены от неблагоприятных воздействий внешней среды. Их по достоинству оценят репортеры и рекламные фотографы, для которых один упущенный или недостаточно качественный кадр может принести убытки, сопоставимые со стоимостью техники.
Зеркалки: анатомия и физиология
Оптика + механика
Любая зеркальная камера состоит из двух основных частей — корпуса и объектива. Между собой они соединяются посредством специального узла крепления — байонета. Последний обеспечивает точное позиционирование объектива относительно сенсора и передачу электрических сигналов от камеры к объективу и обратно. В некоторых системах требуется также механическая связь элементов камеры и объектива (например, в случае, когда фокусировочный мотор расположен в корпусе камеры).
Производители обычно стремятся унифицировать байонет для всей продуктовой линейки, чтобы любое «стекло» можно было навернуть на любую «тушку». Увы, до недавнего времени различные компании разрабатывали свои системы независимо друг от друга, что привело к полной несовместимости узлов, выпущенных под разными марками. Кроме того, некоторые объективы допускают установку лишь на часть камер,
обладающих определенными особенностями.
В 2003 году компании Olympus и Kodak совместно разработали систему Four Thirds (также известную как «4/3»), которая была призвана решить проблему несовместимости продукции разных производителей. Позднее этот стандарт приняли Fujifilm, Leica, Panasonic, Sanyo и Sigma. Объективы системы Four Thirds разрабатываются специально для цифровых фотокамер, что позволяет устранить многие недостатки, присущие пленочным «стеклам», работающим в паре с полупроводниковыми матрицами.
Сенсор
Подавляющее большинство «аналоговых» зеркалок работает с пленкой типа 135. Размер кадра составляет 36х24 мм. В цифровом мире все намного разнообразнее. Сенсоры, как правило, имеют физический размер от 18х13,5 мм (то есть приблизительно вдвое меньше пленочного кадра по каждой стороне) до 36х24 мм (такие матрицы также называют полнокадровыми, или full frame). Широкое распространение получил и формат APS-C (Advanced Photo System — Classic), 25,1х16,7 мм.
Все эти цифры выглядят довольно громоздко, с ними неудобно работать. Для упрощения кадр типа 135 был принят за единицу, а для описания других форматов пользуются числом, представляющим собой приблизительное отношение диагонали описываемого кадра к единичному. Это число называют кроп-фактором (crop factor). В частности, для APS-C кроп-фактор равен 1.6, а для Four Thirds — 2.0.
На что влияет кроп-фактор?
Совместно с фокусным расстоянием объектива кроп-фактор однозначно определяет угол зрения фотоаппарата. Фотографы старой школы, начинавшие с пленки, привыкли к определенному соответствию между фокусным расстоянием и «шириной» картинки.
Для большинства объективов, встроенных в компактные цифровые камеры, производители указывают эквивалентное фокусное расстояние. Это означает, что объектив, работающий с матрицей небольшого размера, обеспечивает такой же угол зрения, как объектив с указанным фокусным расстоянием, работающий в паре с пленкой типа 135. В зеркальном мире принято указывать реальное фокусное расстояние оптики, так что пересчет в привычные единицы фотограф вынужден производить самостоятельно. Арифметика проста: достаточно умножить реальное фокусное расстояние на кроп-фактор.
Чем меньше матрица, тем хуже обстоит дело с широкоугольной оптикой, заточенной под пленку. Довольно «широкий» 35-мм объектив при работе с матрицей APS-C превращается в штатный «полтинник», слабо пригодный, в частности, для пейзажной фотографии. Фотографу приходится обзаводиться другим объективом, например 24-мм «шириком». О полноценном получении эффектов, для которых предназначен «рыбий глаз» (fisheye), можно сразу забыть: края кадра, столь важные для восприятия этого типа снимков, будут обрезаны. Зато телеобъективы при работе с кадрами уменьшенного размера заметно «удлиняются». Довольно компактный и недорогой 300-мм объектив, работающий с кроп-фактором 1.6, вполне достаточен, например, для съемки спортивных событий, когда фотограф лишен возможности подобраться вплотную к месту действия. Исключительно дешевый стандартный «фикс» с фокусным расстоянием 50 мм превращается во вполне удовлетворительный портретник.
Учтите: с уменьшением физического размера матрицы, а значит, и ее площади пропорционально уменьшается абсолютное количество попадающего на нее света. Это приводит к росту шумов, некоторым аналогом которых в пленочной фотографии является зерно. Если для полнокадровых сенсоров при чувствительности ISO1600 шум практически отсутствует, то для APS-C он слегка заметен, а для Four Thirds (у которого площадь сенсора вчетверо меньше полного кадра) уже довольно назойлив. Для получения качественного изображения приходится или уменьшать чувствительность со всеми вытекающими последствиями, или пропускать картинку через жесткую систему шумоподавления, что приводит к ухудшению детализации.
Широко распространено заблуждение, согласно которому «чем больше мегапикселей на матрице, тем лучше картинка». Это в корне неверно. Дело в том, что с увеличением количества элементов при неизменной площади матрицы размер пикселя уменьшается, и ему достается меньше света. Это приводит к падению чувствительности, или, другими словами, к увеличению уровня шума. Чтобы скомпенсировать этот эффект, необходимо увеличить физический размер матрицы. В этом смысле, чем больше сенсор, тем лучше; компактные камеры почти в полном составе остаются далеко позади зеркалок.
Кроме того, несовершенство оптики приводит к тому, что изображения, получаемые с маленьких матриц, не вполне резкие. При невозможности достаточно хорошей фокусировки можно говорить об избыточном разрешении. Увы, этим недугом страдают многие современные компакты. По нашим оценкам, максимальное оправданное разрешение для компактного аппарата среднего класса составляет от 4 до 5 мегапикселей. Оптика, работающая с кадрами формата APS-C, вполне «вытягивает» 8-10 мегапикселей, а для полного кадра это значение еще выше. В этом свете стандарт Four Thirds представляется достаточно хорошим для фотолюбителей, не планирующих в будущем существенного роста своих потребностей. Для всех остальных более рационален APS-C, причем имеет смысл приобретать «полнокадровую» оптику с прицелом на дальнейший переход к камерам с полноразмерным сенсором.
Видоискатель
Вспомним, что зеркальные камеры называются так потому, что между объективом и сенсором под углом 45 градусов установлено зеркало, которое отклоняет прошедшие сквозь объектив лучи на матовое стекло видоискателя. Соответственно, фотограф компонует кадр, глядя на него непосредственно через объектив «глазами камеры» (в этом состоит еще одно важное отличие зеркалки от компакта). Картинка в зеркальном видоискателе в точности (или почти в точности) соответствует готовому снимку — возможен непосредственный контроль над резкостью изображения.
Единственным серьезным недостатком является затемнение изображения в видоискателе (blackout) на время экспозиции (когда зеркало отклоняется, позволяя световым лучам упасть на сенсор). В некоторых современных цифровых зеркалках эта проблема решена путем установки неподвижного полупрозрачного зеркала, однако такая схема уменьшает светосилу оптической системы камеры.
Необходимость использования оптического видоискателя может показаться крупным недостатком тем, кто привык к компактным аппаратам, однако через некоторое время использования зеркалки фотографы понимают, что на самом деле это очень удобно, за исключением редких случаев съемки с нестандартных ракурсов.
Запись видео
Зеркальные фотокамеры не умеют снимать видео (за исключением таких «монстров» как Canon EOS 5D Mark II, Canon EOS 500D и Nikon D90). Это обусловлено принципиальными ограничениями конструкции оптической системы. В любом случае, основной функцией зеркального фотоаппарата является фиксация неподвижных изображений, а для съемки фильмов существуют видеокамеры, которые в любом случае справляются с этой задачей лучше.
Форматы хранения фотоснимков
Отснятые цифровым фотоаппаратом кадры могут сохраняться в памяти в различных форматах. Наибольшее распространение получили три из них: JPEG, TIFF и RAW. Рассмотрим их подробнее.
JPEG (JOINT PHOTOGRAPHIC EXPERTS GROUP)
Разрабатывался с апреля 1983 года специально для хранения изображений фотографического качества. С тех пор в этот стандарт было внесено множество изменений, и сегодня JPEG является одним из ведущих форматов. Его основное достоинство — высокая степень сжатия данных с минимальными визуальными потерями качества. Алгоритмы компрессии используют несовершенство человеческого зрения, выкидывая из изображения «лишнюю» информацию, слабо влияющую на восприятие картинки. До тех пор, пока степень компрессии не слишком высока, а изображение не слишком сильно увеличивается, JPEG является форматом, близким к идеалу. Однако при необходимости многократного редактирования ошибки, вносимые компрессором, накапливаются, и качество изображения ухудшается.
TIFF (TAGGED IMAGE FILE FORMAT)
Этот формат позволяет сохранять изображения с различными видами компрессии, в том числе и JPEG. Однако нас будет интересовать, в первую очередь, тот вариант, в котором используется сжатие без потерь (lossless compression), например, по алгоритму LZW. Кроме того, в большинстве случаев цифровые камеры сохраняют TIFF-файлы вовсе без сжатия. Качество изображения остается идеальным даже после многократного пересохранения информации (например, в процессе редактирования), однако размер файла в любом случае будет очень большим. Оценить его можно, перемножив высоту и ширину изображения (в пикселях) и умножив результат на три — получится примерный объем файла в байтах. Для сравнения: JPEG высокого качества обычно занимает в памяти в 3–5 раз меньше места.
RAW
В некоторой степени сочетает в себе достоинства уже перечисленных форматов. В него записываются «сырые» (необработанные) данные, снятые со светочувствительной матрицы. Таким образом, имея в своем распоряжении RAW, всегда можно воссоздать изображение ровно в том виде, в котором оно было зафиксировано сенсором. Все операции по цифровой обработке (установка баланса белого, подавление шумов, корректировка резкости и т.д.) производятся камерой именно над этими данными, причем только формат RAW сохраняет их неизменными, а значит, предоставляет возможность работать с оригиналом изображения, а не с уже обработанной копией. Благодаря этому можно легко и без потерь качества настраивать баланс белого, а также в некоторых пределах корректировать экспозицию. Существенно то, что все это возможно делать после съемки. Размер файла RAW обычно существенно (в 2–3 раза) меньше, чем TIFF.
Что использовать?
Наиболее целесообразным представляется сохранение снимков в формате JPEG (если критичен объем занимаемой фотографиями памяти) или RAW (когда на первом месте стоит качество изображения). Все современные цифровые зеркальные камеры знают оба эти формата. В компактных же камерах RAW — большая редкость, с ним умеют работать, как правило, лишь самые продвинутые модели.
Ее величество сменная оптика
Фокусное расстояние
От него зависит угол зрения; для съемки больших объектов, находящихся близко к камере, требуются широкоугольные объективы, а для съемки мелких или удаленных предметов — длиннофокусные. Угол зрения оптики определяет не только «приближение» сцены, но и перспективу.
Нормальные объективы
Обладают фокусным расстоянием около 50 мм и передают перспективу близко к ее восприятию невооруженным глазом.
Широкоугольные объективы
Оптика с меньшим фокусным расстоянием (приблизительно от 38 мм) называется широкоугольной, а еще более короткая (от 24 мм) — сверхширокоугольной. Такие объективы неизбежно вносят наибольшие искажения в пространственные пропорции и подчеркивают объем сцены, благодаря чему их хорошо использовать для съемки пейзажей.
Экстремально широкое поле зрения достигается объективами с фокусом около 15 мм; их угол зрения доходит до 100 градусов. Специальные объективы типа «рыбий глаз» (fisheye) имеют максимальное поле зрения в 180 градусов; изображение, получаемое с их помощью, характерным образом искажается.
Телеобъективы (или длиннофокусные «стекла»)
Эти объективы, напротив, делают изображение более плоским и хороши в тех случаях, когда требуется максимально точно передать геометрию объекта съемки. Поэтому их применяют в портретной и каталожной съемке.
При движении по шкале фокусных в большую сторону примерно от 80 мм начинаются телеобъективы, а от 200 мм — супертелеобъективы. «Суперы» применяются для съемки спорта, дикой природы и портретов.
Наиболее длинные (во всех смыслах) объективы, предназначенные для использования с зеркальными камерами, имеют фокусное расстояние 1200 мм и угол зрения всего 2 градуса.
Зум-объективы
Применять всегда один и тот же объектив с фиксированным фокусным расстоянием вряд ли возможно: разные типы сюжетов требуют разных «стекол». Исключение можно сделать, пожалуй, лишь для «полтинника» (объектива с эквивалентным фокусным расстоянием 50 мм), и то лишь потому, что он дает наиболее близкое к реальности изображение. Тем не менее, часто удобно использовать объективы другой «длины». Для того чтобы не менять каждый раз оптику (что неудобно, требует много времени и чревато попаданием пыли внутрь камеры), служат объективы с переменным фокусным расстоянием, или, по-простому, зумы.
Используя такое устройство, масштаб съемки можно изменять в довольно широких пределах простым поворотом управляющего кольца или осевым смещением части объектива. Это исключительно удобно на практике, тем более что существуют трансфокаторы с весьма высокой кратностью (10х и даже более), которые одним движением превращаются из телевика в широкоугольник и обратно. Однако их использование все же ограничено. Как правило, чем выше кратность зума, тем выше его цена, меньше светосила и хуже качество изображения. Поэтому «фиксы» и сегодня остаются весьма востребованным типом объективов.
Макрообъективы
Макрофотография — съемка в масштабе 1:1 или более крупном. Следует отметить, что так называемый макрорежим, присутствующий во многих компактных камерах, не имеет с этим ничего общего. Настоящее макро доступно только при использовании специальных объективов или дополнительных приспособлений, таких как удлинительные кольца. Ключевой особенностью макросъемки является исключительно низкая глубина резко изображаемого пространства, что заставляет значительно прикрывать диафрагму и создает проблемы с освещением объекта.
Нестандартное использование зеркальных фотокамер
Возможности зеркального фотоаппарата отнюдь не ограничиваются стандартным набором, описанным в инструкции по эксплуатации. Применив немного фантазии, можно легко их расширить с минимальными затратами финансов и времени и с неизменно отличным результатом. Посмотрим, что можно сделать с применением простого инструмента и материалов, доступных в домашних условиях.
Синхронизация с внешними осветителями
Многие фотографы рано или поздно приходят к необходимости оборудования собственной студии. И пусть она зачастую собирается «на коленке», из самых дешевых приборов, все равно качество фотографий сразу заметно возрастает. Сейчас пользуются популярностью недорогие переносные комплекты, состоящие из нескольких ламп-вспышек, укрепленных на стойках с зонтиками. Синхронизация этих устройств с камерой происходит по световому импульсу.
Для его создания лучше всего использовать специальный прибор, инфракрасный пускатель, который устанавливается в «горячий башмак» камеры. Однако если у вас есть внешняя вспышка с поворотной головой, покупать дополнительную технику необязательно: достаточно выставить энергию импульса на минимум и направить поток света в сторону от сцены.
Но что делать, если внешней вспышки у вас нет? Ответ прост: используйте встроенную! А проблему нежелательного прямого света мы сейчас решим. Возьмите небольшой кусок алюминиевой фольги и «обмотайте» им вспышку, чтобы свет от нее не попадал на объект съемки, но все же выходил наружу.
После этого система может не заработать так, как предполагается. Дело в том, что встроенная вспышка обычно выдает два импульса. Первый используется для замера экспозиции, а второй освещает объект в момент съемки. Если ваши ведомые вспышки не умеют пропускать первый импульс, вы получите «черный квадрат» вместо красивого снимка. В таком случае воспользуйтесь функцией фиксации экспозиции. Тогда основная вспышка сработает через достаточно большое время после предварительной, и лампы успеют перезарядиться. Разумеется, параметры экспозиции вам придется подбирать вручную.
«Нетрадиционная» макросъемка
Профессионалы для получения изображения в крупном масштабе используют специальные объективы. Однако последние, как правило, недешевы. Если же вы хотите попробовать снимать макро, но не уверены, что это станет вашим призванием, тратить деньги неразумно. Вместо покупки нового объектива соберите оптическую систему из двух имеющихся. Это могут быть совершенно любые «стекла», однако желательно, чтобы диаметр резьбы под фильтры был одинаковым. Вам понадобятся также оправы от двух фильтров, которые можно навернуть на используемые объективы. Для эксперимента подойдут и целые фильтры, но в этом случае качество изображения будет несколько хуже.
Оправы нужно склеить между собой встык, например, при помощи липкой ленты, резьбой наружу. Затем более длиннофокусный объектив следует установить на камеру, на него навернуть изготовленный переходник, на который, в свою очередь, прикрутить второй объектив. При этом вся конструкция будет оканчиваться байонетом короткофокусного объектива.
Оба объектива следует сфокусировать на бесконечность (автофокус работать не будет!) и максимально открыть диафрагмы. Фотоаппарат необходимо установить на штатив, поскольку глубина резкости будет составлять доли миллиметра. Наводка на резкость производится путем перемещения камеры или объекта съемки; плоскость фокусировки находится в нескольких сантиметрах от байонета переднего объектива. Увеличение оптической системы равно отношению фокусных расстояний использованных объективов.
Вспышка: техника безопасности
Будьте осторожны со вспышкой! Она может серьезно «обжечь» фотографию, и восстановить что-либо будет сложно. Особенно плохо обстоит дело со встроенными вспышками, которые находятся недалеко от оптической оси объектива и создают плоское, невыразительное освещение с характерными бликами и четкими, очень темными тенями. Если при работе с внешней вспышкой у вас есть возможность направить ее в потолок или вовсе установить в стороне от фотоаппарата, то встроенная лампа не позволяет этого сделать.
Впрочем, есть одна хитрость, позволяющая удовлетворительно снимать портреты и в этом случае. Возьмите достаточно большое (не менее полуметра) зеркало и поставьте его таким образом, чтобы портретируемый видел в нем фотоаппарат. Тогда световой поток от вспышки частично отразится от зеркала и подсветит объект съемки сбоку. Еще лучше, если в вашем распоряжении имеется несколько зеркал: с их помощью вы сможете довольно гибко управлять светом.
<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>