E-commerce и платежные системыСчитается, что е-коммерция как явление возникло в 1994-1995 годах, когда родились Amazon.com и eBay… |
История Amazon.com
Дело было так: некий Джеф Безос (Jeff Bezos) создал Cadabra.com. Год спустя Безос понял, что для успешного плавания «яхты» ее надо переименовать, и «Кадабре» быстро сделали, как это модно сейчас называть, ребрендинг. Проект был амбициозно назван в честь самой полноводной реки мира – Амазонки. И не зря – объем продаж через интернет вскоре, хотя и не сразу, стал напоминать ее бурное течение.
Успех Amazon.com даже во времена знаменитого краха «дот-комов» не был случайным. Он зависел и от реалистичных прогнозов развития (руководители проекта никогда не обещали окупить свое детище в первые годы работы), и от ряда удачных технических решений. Одной из ключевых разработок стала специализированная система кодирования товара Amazon Standard Identification Number (ASIN), которая присваивает каждому продукту уникальный код. Система разрешила внешним поисковикам, таким как Google, производить поиск внутри самого Amazon’а и однозначно находить искомый товар. (Для книг, например, в качестве кода используется номер ISBN.) Подобная унификация позволила организовать обширную сеть партнерских сайтов, через которые сейчас продается до 40% всех товаров Amazon’а, а число участников партнерских программ давно перевалило за миллион. Для своих партнеров Amazon разработал специальный интерфейс на основе языка XML – Amazon Web Service.
Amazon.com во многом предопределил внешний вид современной электронной торговли. В частности, портал владеет пресловутым патентом «one-click purchasing» – технологией, позволяющей производить идентификацию пользователя посредством cookies во время совершения покупки. Amazon не использовал этот патент в реальных судебных процессах против других сайтов, которые воспользовались удачной находкой, но неоднократно грозился это сделать, чем привлек изрядное внимание к себе и своим технологиям. В конце концов, веб-дизайнеры всего мира негласно договорились, что «не грешно копировать части Amazon’а, так как это уже не дизайн, но идеология».
Путь eBay
История развития другого знакового сайта – интернет-аукциона eBay – не столь технологична, но не менее показательна в смысле формирования культуры и психологии продаж через интернет. Основным отличием веб-аукциона от магазина является то, что сам аукцион ничего не продает: всю работу по продаже, покупке и рекламе товара за него делают посетители.
Аукцион является лишь площадкой. Но для того, чтобы заведение могло считаться благородным аукционом, а не базаром, требуется определенная культура. Ее можно создать одним из двух способов: с помощью огромной команды надсмотрщиков-администраторов, лично следящих за каждой сделкой, или с помощью механизмов самоорганизации среды. И eBay создал такой механизм. Основные вопросы, которые требовалось решить – честность продавцов и добросовестность покупателей. Для этого каждый участник торгов получил возможность выставлять оценки своим контрагентам. Таким образом, по результатам деятельности на аукционе человек нарабатывает авторитет, видимый другим посетителям. Перед тем, как сделать ставку или принять решение о продаже товара, участник торгов может посмотреть на количество удачных или провалившихся сделок противоположной стороны и прочитать отзывы о ней других покупателей или продавцов. Высокий рейтинг продавца отчасти компенсирует невозможность потрогать руками его товар.
Что дают?
Первые интернет-магазины продавали товары, которые вовсе не требовали предварительного «ощупывания»: книги, фильмы и музыку (ведь их покупают как раз из-за элемента неизвестности содержимого). Впоследствии на электронный прилавок выставили практически все: эту идею сделал популярной все тот же Джефф Безос. Он заявил: «Будем продавать все, что в принципе можно продать, а наиболее востребованные товары представим в самом широком ассортименте». Сказано – сделано: Amazon.com теперь, кроме музыки и фильмов, продает электронику, украшения и часы, обувь и одежду, фото– и видеотехнику, программы и игры, компьютеры и приставки, сотовые телефоны и услуги к ним, спорттовары и многое другое.
Слабое звено
Слабым звеном электронной коммерции всегда была стадия физической пересылки товара. Необходимость обращаться к услугам почты или курьерских служб сильно увеличивает стоимость (покупка одного или двух дисков становится нецелесообразной) и накладывает ограничения на географию потенциальных клиентов. Соответственно, идеальным вариантом является продажа «интеллектуальной собственности», которая поддается оцифровке. К ней в первую очередь относятся программы (как прикладные, так и игры), книги и другие тексты, например периодика), музыка и фильмы. В этом случае не нужно оплачивать почтовые расходы (трафик не в счет), время доставки сокращается до нескольких минут, а потенциальная аудитория (что принципиально важно) не зависит от географической удаленности продавца.
e-Бизнес на одной шестой части суши
Российские компании зачастую дословно копируют действия своих западных коллег. При этом успех не всегда бывает гарантирован. Российская культура продаж – как в магазинах, так и на аукционах – сильно отличается от западной.
Электронная коммерция, по сути является продажами по каталогу. Первый случай такой продажи на Западе был зафиксирован в XVII веке, когда новым американским поселенцам по каталогу продавали английские семена растений, к которым они привыкли и которых не могли найти на осваиваемом континенте.
В России подобной традиции не было и нет, каталоги у нас используются в лучшем случае в информационных целях. Поэтому электронный бизнес здесь должен хотя бы внешне имитировать другие способы продажи, более привычные нашему потребителю. Крупным магазинам приходится произрастать из информационных порталов (как это сделал Ozon.ru), а с каждой страницы с описанием товара на вас должен глядеть портрет приветливого менеджера, готового в любую секунду помочь купить товар (как это происходит на портале «Доставка.ру»).
Историческим тормозом развития нашей онлайн-коммерции была оплата товара. Вариант «наличные курьеру» устраивает не всегда и не всех. Оплату кредитными картами сначала останавливало их тотальное отсутствие, а потом, уже в новейшей истории, разумная осторожность: СМИ убедили людей, что не стоит напропалую светить номером своей кредитки в сети.
На помощь пришли онлайновые платежные системы. Впервые они возникли, разумеется, на Западе. Аукцион eBay создал удобный платежный сервис PayPal, которым сейчас пользуются почти 80 миллионов человек. Доверить кредитку этой системе потребитель не боится; в случае отсутствия банковской карты перевести деньги в PayPal можно чеком или с помощью сетевого «обменного пункта». Чтобы переправить деньги адресату, требуется знать только его e-mail, который является логином в систему. Впрочем, российским потребителям воспользоваться этой услугой почти невозможно: официально с Россией эта система работатьотказывается. К тому же в системе нередки случаи волюнтаристского замораживания счетов без объяснения причин.
Российским «ответом Чемберлену» стали системы Webmoney, «Яндекс.Деньги», RuPay и несколько других. Первая из перечисленных ввела в оборот пять электронных валют: WMZ (доллары), WMR (рубли), WME (евро) а также WMU и WMY (украинские гривны и узбекские сумы соответственно).
Пополнить WM-кошелек можно разным способом, наиболее удобным является покупка предоплаченной карты и активация ее через интернет или с помощью SMS. За вывод денег на банковский счет система берет 0,8% от суммы, но не более 50 долларов.
«Яндекс.Деньги» также можно пополнить предоплаченными картами, и принцип его работы во многом похож на Webmoney, подробности можно узнать на сайте.
В системе RuPay есть чудесная особенность: там можно заказать виртуальную карту Visa, которой можно расплачиваться в любых онлайн-магазинах, не боясь, что карту взломают или украдут. Ничего не мешает вам положить туда лишь требуемую в данный момент сумму и воспользоваться картой один раз. Тарифы драконовские: карта с 500 долларами на борту обойдется вам в $560. Однако это быстрый и безопасный способ потратить деньги, который многие находят вполне целесообразным.
Обмен одной валюты на другую можно произвести во многих виртуальных обменных пунктах. Меняют там как наши, так и зарубежные (PayPal) средства, а также другие виды валюты, например бонусы, заработанные в баннерообменных и рекламных системах.
Разумеется, электронные деньги приветствуются к оплате в сотнях интернет-магазинов. Многие частные продавцы принимают их к оплате и на аукционах наподобие Molotok.ru.
В заключение
Постараемся описать общее ощущение от современной интернет-коммерции. Оно двояко. С одной стороны, растет количество предложений и уровень сервиса, и это радует. Хорошо, что в сети можно купить практически все, что поддается оцифровке, и заказать многое из материального. С другой стороны, e-commerce влечет за собой оцифровку большого количества вещей, которые приятнее держать в руках в аналоговом виде, например книги. К тому же доставка материальных ценностей всегда будет связана с работой курьеров, то есть, с человеческим фактором, и выгода от процесса получается довольно косвенная.
Хочется, чтобы цифровой коммерции в процессе ее развития не коснулся аспект, характерный для всего цифрового, а именно – «сжатие с потерями», то есть утратами в качестве сервиса или товара. И относиться к электронному бизнесу следует так же: без фанатизма, в меру осторожно, но главное - оптимистично!
<< Предыдущая В начало рубрики Следующая >>